О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Василий Ничик. Быть членом Церкви будет запрещено

  версия для печатиотправить ссылку другу
Василий Ничик. Быть членом Церкви будет запрещено
28 Октября 2018
Проект

Внесен Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 23, ст. 2877, N 27, ст. 3472, 3477; 2015, N 1, ст. 58, N 14, ст. 2020, N 29, ст. 4387, N 48, ст. 6707; 2016, N 28, ст. 4558, 2018, N 7, ст. 975) следующие изменения:
1) в абзаце четвертом пункта 2 статьи 4 слова "настоящему Федеральному закону" заменить словами "законодательству Российской Федерации";
2) в пункте 6 статьи 4, абзаце седьмом пункта 5 статьи 11, абзаце 11 пункта 2 статьи 14, абзаце девятом пункта 6 статьи 24.2 слово "членов" заменить словом "участников";
До настоящего времени с 2013 года, когда все религиозные организации были внесены в список унитарных предприятий, религиозные организации отстаивали право иметь членов религиозных организаций на основании профильного закона. В апреле в 2015 года Президент РФ внес в Гражданский кодекс поправку определяющую, что Гражданский кодекс имеет второе место по приоритету в гражданско-правовых вопросах, которые урегулированы ФЗ-125 «О свободе совести». На основании этой нормы многие религиозные организации ссылаясь на то, что в ФЗ-125 есть понятие «члены», считают допустимым сохранить за собой право иметь в Уставе положение о членах религиозной организации. Теперь Минюст, который является инициатором этого проекта, желает урегулировать эту ситуацию путем экспроприации из жизни религиозных организаций понятия «члены Церкви», при этом сохраняя право на наличие участников.
Следует сказать, что для многих христианских религиозных объединений понятие «член Церкви» диктуется вероучением, христианским богословием и проистекает из текста Священного Писания. В Библии написано, что Христос Глава Тела - Церкви, а люди порознь это члены Тела Христова – Церкви. Можно было бы сказать, какая разница как в юридическом лице будут называться люди – члены, участники, посетитель, прихожане. Но это существенный момент. Т.к. если в практической церковной жизни люди будут продолжать именовать себя «членами Церкви», то при очередной проверке, которая может сопровождаться выездом на место проведения богослужения, после беседы с людьми может быть возбуждено очередное административное производство. Причиной станет то, что в Уставах будет написано участники, а люди себя будут называть членами Церкви, ВОТ ВАМ И НАРУШЕНИЕ. Будьте добры получите штраф за нарушения уставной деятельности.
НЕДОПУСТИМО вносить такие поправки, т.к. они изначально создают казуистическую ситуацию, когда христиане будут продолжать называть себя членами Церкви, но де-юре им будет запрещено таковыми быть. Минюст им желает запретить жить по Священному Писанию – Библии. Такой поправкой закладывается основание для множества новых административных дел.
3) в статье 7:
а) пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Не может быть руководителем, участником (последователем) религиозной группы лицо, указанное в абзацах втором, третьем и пятом пункта 3 и в пункте 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.";
б) в пункте 2:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания:
"Орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, выдает лицу, уведомившему о начале деятельности религиозной группы, письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о начале деятельности религиозной группы в срок, не превышающий пять рабочих дней, со дня регистрации уведомления о начале деятельности религиозной группы.";
в абзаце втором слова "Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации." исключить;
в абзаце третьем:
слова "три года" заменить словом "год";
Когда законопроект о религиозных группах обсуждался в 2014-2015 годах со стороны представителей институтов обладающих правом законодательной инициативы сначала  звучали заверения, что такой глупый закон никогда не будет принят. Позже, когда принятие закона уже стало неизбежностью, те же лица убеждали, что этот закон не наложит ограничений на право создавать религиозные объединения. Ссылки шли на ст.3 ФЗ-125  «О свободе совести», где говорится что право исповедовать свою веру совместно или индивидуально, дает право также создавать религиозные объединения. Но после знаменитого «закона яровой» пошли судебные процессы, наказывающие за несоздание религиозного объединения теми людьми, которые осмелились исповедовать свою веру совместно с другими и при этом не подавали каких либо уведомлений. Их наказывали за то, что они молятся вместе с другими. Когда-то после принятия поправок внесших регистрацию групп в уведомительном порядке у некоторых была радость, что у групп приоритетная ситуация им не нужно подавать уведомления каждый год о продолжении деятельности как было у религиозных организаций, а только один раз в три года. НУ ВОТ И ЗДРАВСТВУЙТЕ, Минюст заметил эту «несправедливость» и теперь стремится внести исправление, чтобы религиозные группы подавали уведомления каждый год.
НЕДОПУСТИМО религиозные группы, в которых итак нет никаких должностных лиц занимающихся официальными документами, загонять в официальную бюрократию за которую далее нещадно наказывать в случае несвоевременных подач документов. А кого будут штрафовать? Конечно руководителя!!! Итак, кто хочет быть руководителем???
дополнить предложением следующего содержания:
"Орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, выдает лицу, уведомившему о продолжении деятельности религиозной группы, письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о продолжении деятельности религиозной группы в срок, не превышающий пять рабочих дней, со дня регистрации уведомления о продолжении деятельности религиозной группы.";
дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"В уведомлении о продолжении деятельности религиозной группы указываются сведения в объеме сведений содержащихся в уведомлении о начале деятельности религиозной группы, а также сведения о дате представления уведомления о начале деятельности религиозной группы или последнего уведомления о продолжении деятельности, реквизиты письменного подтверждения получения и регистрации уведомления, выданного органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Теперь появляется требование в полном объеме предоставить сведения как при регистрации группы. Требуется подать список членов группы, адреса проведения встреч группы. Зачем это нужно?? А теперь будут сравнивать списки членов группы, динамику изменений – рост или вымирание, поименное указание лиц, чтобы увидеть кто прибыл. Здесь также заложена возможность для безграничных наказаний, если эти с этими списками будут осуществлять проверку полиция, прокуратура, юстиция и выявлять нет ли на собраниях тех, кто не в списках, записан ли адрес, по которому проходит встреча верующих людей в список мест проведения встреч религиозной группы.
Вот где непосредственно прописывается процедура запуска массовых штрафов и наказаний за пропущенные сроки подачи уведомлений о продолжении деятельности. Для инициатора законопроекта важно, чтобы группа сама записывала дату последней подачи уведомления – сама подготовила для себя розги, которыми их высекут за нарушения.
Уведомление о начале деятельности религиозной группы и уведомление о продолжении деятельности религиозной группы составляются по формам, утвержденным органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.";
4) в статье 8:
а) пункт 4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Порядок выхода и исключения местных религиозных организаций из структуры централизованной религиозной организации определяется уставом централизованной религиозной организации.";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"Религиозной организацией признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющей цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или организация, а также духовная образовательная организация.";
в) в абзаце первом пункта 9 после слов "в течение трех" дополнить словом "рабочих";
5) в абзаце первом пункта 3 статьи 9 слово "членом" исключить;
Смотрите комментарий к п.2 ст.1 данного законопроекта.
6) в пункте 2 статьи 10:
а) в абзаце втором слова "ее наименование" заменить словами "и (или) иностранной религиозной организации их наименование;";
б) в абзаце третьем слова "основные формы" заменить словом "виды";
Игра слов продолжается. Но теперь есть основание юстиции и органам прокуратуры загонять религиозные организации в грозное требование привести в соответствие закону свои Уставы, ведь почти у 100% религиозных организаций есть такой раздел в Уставах: «Формы деятельности». Ну а теперь можно грозно требовать менять Устав, ведь будет прямое нарушение закона.
в) абзац шестой после слова "организации" дополнить словами "и направления их использования;";
Гражданским кодексом, законом о некоммерческих организациях довольно таки подробно прописывается на что может использовать средства некоммерческая организация. Самое емкое определение дается – на уставную деятельность. Но здесь такое ощущение, что Минюст желает влезть глубже и затребовать расписывать еще более подробно, что же может быть уставной деятельностью, чтобы затем находить основания для предъявления претензий, что что-то не указано или не на то пошли средства. Т.е. это формулировка открывающая возможность не просто просматривать расходы религиозных организаций, но и более жестко требовать отчет о направлениях расходования средств. 
Если исключить подвох со стороны Минюста, то данная поправка бессмысленна так как в Гражданском кодексе и законе о некоммерческих организациях в отношении некоммерческих организаций, в том числе религозных все сказано.
7) в статье 11:
а) абзац восьмой пункта 5, пункт 6, абзац пятый пункта 7 исключить;
б) в пункте 7:
в абзаце десятом слова "территориальный орган федерального органа государственной регистрации" заменить словами "федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган";
дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
"В случае, если учредителем (учредителями) не представлены копии устава учредителя (учредителей), федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган самостоятельно запрашивает указанные копии в органе, принявшем решение о государственной регистрации учредителя (учредителей).";
в) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр, вышестоящая религиозная организация) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.";
г) в пункте 9 слова "пунктами 5 - 7" заменить словами "пунктами 5 - 7.1";
д) пункт 11 после слов "в уставы религиозных организаций," дополнить словами "а также внесение изменений в сведения о религиозных организациях, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц,";
8) в статье 19:
а) дополнить пункт 3 абзацем третьим следующего содержания:
"Духовное образовательные организации вправе проводить аттестацию, осуществлять переподготовку и (или) повышение квалификации священнослужителей и религиозного персонала, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах) и претендующих на осуществление религиозной или преподавательской деятельности на территории Российской Федерации.";
Данная поправка может быть принята в закон только после урегулирования ситуации с религиозными образовательными учреждениями, которая существует сегодня. Учитывая то, что сегодня отзываются лицензии, аккредитации у ряда конфессиональных учебных заведений, то кому будет дано право на проведение аттестации, осуществление переподготовки и (или) повышение квалификации священнослужителей и религиозного персонала отдельных конфессий, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах) и претендующих на осуществление религиозной или преподавательской деятельности на территории РФ???
б) абзацы третий и четвертый считать абзацами четвертым и пятым;
9) в пункте 1 статьи 24.1 слова "членами", "членов" исключить;
Смотрите комментарий к п.2 ст.1 данного законопроекта.
10) пункт 5 статьи 24.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Священнослужители и работники, составляющие религиозный персонал религиозных организаций, получившие духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах), до начала осуществления религиозной или преподавательской деятельности на территории Российской Федерации, проходят аттестацию, переподготовку и (или) повышение квалификации в духовных образовательных организациях, зарегистрированных в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Смотрите комментарий к пп.1 п.8 ст.1 данного законопроекта.

11) в абзаце пятом пункта 4 статьи 25 слова "по приглашению органов управления религиозной организации" исключить.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Уставы религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом при первом изменении уставов религиозных организаций. Уставы религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СВОБОДЕ
СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего реализацию Минюстом России полномочий по регистрации религиозных организаций и функций по федеральному государственному надзору за деятельностью религиозных организаций.
Законопроектом предусмотрено приведение терминологии, используемой в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, сокращение установленного законодательством Российской Федерации перечня документов, представляемых для государственной регистрации религиозных организаций,
Под этим благим предлогом видел в СМИ торжественное сообщение, что Минюст забоится о религиозных организациях и готовит упрощение. Это логично и без того, чтобы в закон прописывать. Можно было внутренним регламентом всем своим территориальным органам дать указание активнее работать с уже имеющимися у органов государственной власти сведений и документов. Но ведь как красиво звучит забота о религиозных объединениях.
и обязанность Минюста России (его территориальных органов) запрашивать необходимые для государственной регистрации копии уставов учредителя (учредителей) в органе, принявшем решение о государственной регистрации учредителя (учредителей), а также установлены требования к форме и содержанию уведомления о продолжении деятельности религиозной группы.
В целях формирования единообразного подхода к образовательной деятельности религиозных организаций целесообразно дополнить Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" положением о праве духовных образовательных организаций проводить аттестацию, осуществлять переподготовку и повышение квалификации священнослужителей и религиозного персонала, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах) и претендующих на осуществление религиозной или преподавательской деятельности на территории Российской Федерации.
Наряду с этим Минюст России считает необходимым привести положения Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с действующим законодательством о государственной регистрации юридических лиц и Федеральным закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под этим абзацем скрывается инициатива заставить теперь всё религиозное сообщество пройти перерегистрацию своих Уставов. Если это будет принято, то на ближайшие 2 года Минюст себя обеспечил работой помимо проведения проверок.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах предусмотренных средств федерального бюджета Российской Федерации и установленной предельной штатной численности Минюста России.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.





также в рубрике ] мы: