О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

“Гонения на протестантов будут увеличиваться, но бежать им некуда” - президент Совета церквей евангельских христиан России епископ АЛЕКСАНДР СЕМЧЕНКО

  версия для печатиотправить ссылку другу
“Гонения на протестантов будут увеличиваться, но бежать им некуда” - президент Совета церквей евангельских христиан России епископ АЛЕКСАНДР СЕМЧЕНКО
22 Декабря 2017
«Портал-Credo.Ru»: Почему в России празднование 500-летия Реформация прошло так незаметно и тускло, особенно если сравнивать с Западной Европой?

Епископ Александр Семченко: Я не заметил серьезности в восприятии этой даты в Европе. Все ограничилось дежурными мероприятиями. Судя по СМИ, какого-то особого общеевропейского празднования не было.

Что касается России, то наш протестантизм проявил к этому юбилею неподдельный интерес. По крайней мере, со стороны пятидесятнических союзов, евангельских христиан и баптистов. С помощью этого празднования они как бы заявили: «Да, нам 500 лет, мы ведем свое летоисчисление от Лютера и, благодаря его 95 «тезисам», мы осознаем себя протестантами».

Долгие годы евангельские христиане свою причастность к той, старой Реформации отрицали. На это есть несколько причин – например, лютеране до сих пор практикуют детское крещение, а их служения больше смахивают на Литургию, чем на харизматическое веселье.

- А как российские власти восприняли юбилей Реформации?

- Наша власть постаралась всячески заметить эту дату и выделила определенные гранты союзам, чтобы отметить это торжество, которое кстати совпало и со 140-летием русского перевода Библии. Центральное мероприятие торжеств, которое прошло в Доме Пашкова, было спонсировано нашей властью. Также к 500-летию был передан храм в Москве в собственность лютеран, и по этому поводу приехал президент Германии.

Вместе с тем, власть обратила внимание на не очень сильное желание евангельских протестантов объединяться с лютеранами, и вся слава юбилея досталась малочисленным лютеранам. Епископ Дитрих принимал поздравления и вел себя как хозяин, что было огорчительно для остальных протестантских деноминаций, огромных по сравнению с лютеранами.

Конечно, большую роль сыграла и поддержка православной Церкви.

- Насколько протестантизм укоренен в русской культуре, в российской истории?

- Лютер был всего-навсего католическим священником. А успех протестантизма – не столько его заслуга, сколько результат политических процессов в Европе XVI века. Приехав в Россию, еще при Екатерине, лютеране создали здесь определенную базу для развития протестантизма. Тогда были построены огромные храмы, которые мы и сегодня видим. Правда, те протестанты занимались только своими «этническими» верующими и не вели так называемой «прозелитической» деятельности. Чего не скажешь о баптистах и других евангеликах, которые на «прозелитизме» и построили всю свою деятельность.

Может, поэтому власть до сих пор не особо жалует протестантов. Мы знаем о победном шествии «закона Яровой» по России, а сейчас звучат новые инициативы «отбирать детей у «сектантов»».

Ученые часто обсуждают альтернативу «Реформация или Революция» и ставят в заслугу Лютеру, что он сделал исторический переход более-менее мирным. Но это иллюзия, ведь мы знаем об огромном количестве религиозных войн и, наконец, о бегстве протестантов на кораблях в Америку от католического сообщества. Плохо, что не осталось сейчас таких Америк, бежать современным протестантам некуда. Разве что примкнуть к уже существующей Америке, но там все сильно поменялось, и либерализм скорее отталкивает христиан.

- Есть ли угроза серьезных гонений на протестантов в России? Не им ли власть послала сигнал, запретив Свидетелей Иеговы?

- Со Свидетелей Иеговы всегда начинали гонения, рассчитывая, что простые люди не особо разберутся, в чем разница между неопятидесятничеством и Свидетелями. Поэтому я думаю, что харизматические течения протестантизма будут следующими, а потом пойдут и баптисты, особенно – незарегистрированные. Формально их будут гнать не за убеждения, а за неправильно оформленную собственность.

- Нуждается ли РПЦ МП в своей реформации?

- РПЦ уже пыталась проводить свою реформацию – в форме обновленчества. Оно даже имело лидирующее положение при поддержке властей того периода. Нынешняя власть, включая президента, не особо разбираются, чем различаются православные разных течений, и я понимаю ее желание объединить все это. Не глупость ли это? Но, видимо, власти еще долго будут упорствовать в этой глупости, потому что борьба за веру – самая упорная из всех существующих на Земле.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=129136


нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: