О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Библейские кары. Угроза штрафов за распространение Священного писания как инструмент давления на церковь

  версия для печатиотправить ссылку другу
Библейские кары. Угроза штрафов за распространение Священного писания как инструмент давления на церковь
18 Июля 2017
Распространение Библий христианскими церквями стало небезопасным занятием. Благодаря «Закону Яровой» у правоохранительных органов появилась возможность возбуждать административные дела на основании факта распространения религиозной литературы без маркировки, то есть без сведений о том, какая религиозная организация раздает или продает ту или иную книгу. Формально это требование выглядит вполне справедливым, но в реальности оно связано со стремлением бесконтрольно штрафовать некоторые церкви (в основном, протестантские) и с предубеждением против верующих. Христиане, мусульмане, индуисты и многие другие не могут понять, почему они вдруг стали потенциально более опасны, чем другие граждане, и против их деятельности принят специальный закон.

После внесения поправок в Закон о противодействии экстремистской деятельности в 2015 году о неподсудности священных писаний христианства, ислама, иудаизма и буддизма, экстремистской литературой Библию или Коран признать нельзя. Поводом для внесения поправки стало решение Южно-Сахалинского суда о признании экстремистскими нескольких аятов из Корана. Был также целый ряд судебных процессов, в рамках которых сомнению подвергался тот или иной перевод Корана или Библии (к примеру, перевод Свидетелей Иеговы), но в итоге никаких решений о запрете переводов нет. Логически доказать, что писание в другом переводе — это уже не священное писание, довольно сложно. Более того, само по себе это выглядит, как грубое вмешательство государства в религиозные чувства и мировоззрение граждан.

Однако количество дел о распространении религиозной литературы стало только расти, поскольку «Закон Яровой» дал право наказывать за отсутствие штампов на книгах и вывесок на домах молитвы с полным наименованием религиозных организаций. В процессе применения закона возникла масса сложностей – вывески могут висеть и внутри здания, и это не является нарушением закона. Но в отдельных случаях сотрудники полиции отказывались признавать вывешенную на церковном стенде информацию о церкви вывеской, или же требовали повесить вывеску с информацией о религиозной группе на двери квартиры, где она собирается, что также выходит за рамки закона.

Дела о распространении Библий стали проваливаться в судах. 30 июня 2017 года Новосибирский суд отказал в возбуждении дела в отношении Церкви христиан веры евангельской (ХВЕ) «Церковь Завета» об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.26 КоАП (осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы без маркировки). Суд решил, что недостаточно доказательств того, что указанный факт имел место: не было протокола изъятия литературы, все было сделано без понятых, права не были никому разъяснены и т.д. То есть судья не стал рассматривать по существу – законно ли распространение Библии как таковой без маркировки. Представители Церкви заявляли, что Библия отражает общее христианское свидетельство, поэтому ее распространение не может считаться миссионерством определенной общины.

Дело в отношении Церкви Завета было возбуждено в мае 2017 года после того, как во время проверки сотрудники прокуратуры и органов УФСБ обнаружили, что в церкви хранятся и распространяются Библии в русском переводе (Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового заветов, канонические, в русском переводе с параллельными местами), изданные в Москве в 2011 году, и не содержащие должной маркировки. По словам пастора церкви Дмитрия Заболева, все началось с того, что за полчаса до начала воскресного богослужения в арендованное церковью помещение пришли сотрудники ФСБ вместе с человеком, которого верующие назвали «подставным товарищем». Этот «товарищ» якобы купил Библии у верующих, а сотрудники правоохранительных органов оперативно на это отреагировали (зал для богослужений был открыт за 30 мин до начала, а за 20 минут до начала уже пришли правоохранители). На самом деле осталось неизвестным, откуда сотрудники органов взяли эти Библии. «Подставной товарищ», пришедший с сотрудниками УФСБ, как отмечают представители церкви, судя по социальным сетям, оказался националистом из патриотических организаций (что тоже выглядело подозрительно). По материалам дела, он якобы увидел видеоролик о церкви в интернете, пришел и купил литературу перед богослужением в Церкви Завета. По словам пастора, все происходящее в церкви выглядело абсурдно – показания сотрудники органов снимали уже во время богослужения в фойе и не мешали служению. По словам пастора Виталия Максимюка, представители церкви также заявляли, что предположения о том, что церковь может распространять экстремистскую литературу противоречат здравому смыслу – Библия не может быть экстремистской книгой.

В других регионах суды отменяли уже принятые решения. 27 июня 2017 года судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми отменил постановление мирового судьи Дмитровского судебного участка Сыктывкара от 19 мая, который штрафовал Церковь христиан веры евангельской (ХВЕ) «Божья слава» на 30 тысяч рублей за то, что на здании, где проводилось богослужение не было вывески, а внутри имелись печатные материалы без маркировки. И снова суд обратил внимание на то, что все было небрежно оформлено, с нарушениями, и также не было очевидно, как «подставная женщина» в данном случае получила духовную литературу, а главное, зачем ей принуждать церковь маркировать книги, которые она когда-то купила....

До уничтожения Библий чуть не дошло в Приморском крае. 2 декабря 2016 г прокурор Ленинского района Владивостока, ссылаясь на материалы проверки, проведенной 23 ноября в помещении протестантской организации «Армия спасения», передал материалы в суд. 20 декабря 2016 года судья мирового участка №4 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края РФ А.В. Бадеев. постановил "конфисковать и уничтожить литературу Библии». Однако 9 января 2017 года после того, как возмутились даже представители РПЦ, Ленинский районный суд Владивостока отменил решение о сожжении 36 экземпляров Библий, ранее изъятых у «Армии Спасения».

Что объединяет эти судебные дела, а также десятки судебных процессов о незаконной миссионерской деятельности в отношении самых разных церквей и верующих? Практически во всех этих делах присутствует неизвестный человек, который «случайно» был подвергнут миссионерскому воздействию, «случайно» взял или купил религиозную книгу, но почему-то сразу обратил внимание не на содержание, а на «маркировку». Даже в самих судебных постановлениях часто отражается абсолютная искусственность ситуации, созданной внешними силами. Использование положений закона, в основном, для ограничения проповеди протестантских христианских церквей, стало повсеместным. От этого страдают и более мелкие религиозные движения, а потенциально «Закон Яровой» применим и к массе православных движений и групп, обладающих своеобразным мировоззрением и практикой.
Государство вновь, как и в советское время, получило мощный инструмент давления на любую религию.

Роман Лункин


нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: