Больше двух не собираться? Интервью с адвокатом и членом Совета по правам человека при Президенте РФ Владимиром Ряховским

Больше двух не собираться? Интервью с адвокатом и членом Совета по правам человека при Президенте РФ Владимиром Ряховским
6 Декабря 2016
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ (Закон Яровой) принимался ради обеспечения общественной безопасности. Поправки, касающиеся верующих и религиозных объединений, вступили в силу 20 июля 2016 года. Закон внес изменения в Закон о свободе совести (Глава III-1. Миссионерская деятельность. Статья 24-1. Содержание миссионерской деятельности. Статья 24-2. Порядок осуществления миссионерской деятельности), в Кодекс об административных правонарушениях (в статье 5.26 КоАП РФ) и в Жилищный кодекс РФ (часть 3 статьи 17 и статья 22 часть 3-2). Санкции предусматривают штрафы для граждан до 50 тысяч, а для организаций до 1 млн рублей.
Трактовка этого закона и практика его применения показала, что он может иметь самое широкое действие, его положения можно применить, к кому угодно. Большинство верующих и чиновников восприняло возможные последствия закона более или менее однозначно. Во-первых, каждый верующий, говорящий о Боге вне культового здания от имени религиозного объединения, должен иметь при себе документ от организации. Однако в ходе вебинаров Славянского правового центра адвокаты не раз говорили, что конституционное право на личное исповедание веры и распространение убеждений сохраняется и «миссионерской деятельностью» в смысле Закона является не личная проповедь, а лишь миссия от имени религиозного объединения.
Во-вторых, религиозные группы, которые уведомили о свое существовании, также должны выдавать документы своим миссионерам. Но в реальности полиция и суды стали требовать, чтобы любые группы уведомляли о своем существовании. Так ли это и что делать верующим, которые собираются вместе помолиться или провести какой-либо обряд, порталу «Религия и право» пояснил адвокат и член Совета по правам человека при Президенте РФ Владимир Ряховский.

Р.Л.: Во время полевых социологических исследований в российских регионах сотрудники администраций, отвечающие за взаимодействие с религиозными объединениями, настаивают на том, что группы верующих должны регистрироваться. Некоторые чиновники даже используют различные методы для того, чтобы принудить религиозную группу уведомить о своем существовании. Получается, после принятия Закона Яровой просто так собираться уже нельзя?

В.Р.:
Логика обязательной регистрации религиозных групп в корне порочна и не соответствует закону. Согласно Конституции РФ (ст.28) есть право, гарантированное каждому — свободно исповедовать и распространять свои убеждения. Конкретизирует это конституционное право Закон о совбоде совести. В п.1 ст.3 подробно расписано, что означает право на свободу совести. В связи с тем, что в настоящее время возникает масса интерпретаций этого права, стоит привести этот пункт ст.3 Закона о свободе совести полностью:
«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения».
Таким образом, закон подробно описывает все виды религиозной активности, отмечая, что это активность может происходить не только в рамках объединений, а В ТОМ ЧИСЛЕ, в виде создания религиозных объединений.
Согласно российскому законодательству, создание религиозного объединения является правом, а не обязанностью верующих.

Р.Л.: Вместе с тем, в Законе о свободе совести говорится, что объединения существуют в виде групп и организаций. Ничего другого не предусмотрено. Что такое религиозная группа тогда?

В.Р.:
Закон о свободе совести (ст.7), действительно, описывает религиозную группу в качестве одного из видов объединений верующих, существующих без права юридического лица. Религиозная группа сама может уведомить о своем существовании. Кроме того, предусмотрено, что централизованная организация также может представить в Минюст РФ сведения о религиозных группах, обозначив начало их деятельности.
Но я полагаю, что все нормы надо рассматривать в совокупности, то есть все положения Закона о свободе совести с нормами Конституции РФ. А эти нормы говорят, что обязанности уведомлять или регистрировать группы верующих нет. Стремление прописать в законодательстве неформальные образования по религиозному признаку, обязав их регистрироваться, приведет к абсурдным ситуациям.
Если я встречаюсь со своим соседом, чтобы обсудить богословские вопросы, то это группа. Моя семья — это тоже группа. Два молящихся человека — это группа. И я каждый раз должен уведомлять о семейной молитве? Это абсурд.
Даже в советское время не было такого требования — уведомлять о любой встрече по религиозным мотивам.

Р.Л.: В рамках уже около двадцати административных дел, которые были возбуждены по незаконной миссионерской деятельности, значительная часть связана с миссией якобы религиозных групп. Дело в том, что полицейский или судья видят, что де факто проповедует и приглашает верующих группа, да и выглядит их проповедь как «миссионерская деятельность». Что делать?

В.Р.:
Давайте начнем с самого начала. Регистрацию по нашему законодательству проходит религиозная организация. Если группа верующих намерена действовать на правах религиозной группы, т.е. без регистрации и приобретения статуса юридического лица, то она уведомляет органы власти о своем существовании.
Порядок регулирования миссионерской деятельности относится к тем объединениям (религиозным организациям и группам), полномочия которых подтверждены. Таким образом, определение миссионерства в Законе Яровой не касается исповедания и распространения веры отдельными гражданами, как лично, по отдельности, так и совместно. Подобная позиция была подтверждена также и Правовым управлением Администрации Президента РФ (ответ на запрос верующих был получен еще в июле 2016 года).
Опять же должна быть совокупность всех признаков для того, чтобы могло применяться определение миссионерской деятельности в смысле Закона Яровой.
С моей точки зрения, должно быть очевидным, что религиозная группа становится таковой только после того, как она уведомила органы юстиции о своем существовании (по своему желанию). После этого группа может принять решение общим собранием, что она кому-либо выдает документ на ведение миссионерской деятельности. Просто несколько верующих в доме или в квартире не являются «религиозной группой», а следовательно, не могут и не имеют права по закону выдать никакого документа на миссионерство.
Собрание верующих граждан, не уведомивших органы власти о том, что они религиозная группа, не являются субъектом миссионерской деятельности. К ним не может применяться Закон Яровой в части контроля миссионерской деятельности. В противном случае, даже двое людей уже должны подавать уведомление о своей «религиозной деятельности».
В Законе о свободе совести четко обозначено, что на ведение миссионерской деятельности полномочия должны давать организации и группы (подразумевается, что это группы, подавшие уведомление, у которых есть общее собрание, руководящие органы). Отдельно регулируется проповедь иностранных граждан, которые могут заниматься миссионерством от имени организации, которая их приглашает. 

Р.Л.: Но вопреки распространенному мнению граждане РФ и иностранцы вполне могут проповедовать лично от себя?

В.Р.
: Закон не ограничивает права граждан на проповедь и миссионерство, если это происходит не от имени религиозной организации или группы. Уже есть целый ряд судебных решений, оправдывающих граждан, которые в личном качестве говорили о вере и распространяли свою литературу. Были оправданы евангельские верующие, которые раздавали Новый Завет в электричке на Ярославском вокзале. В Калининграде в нескольких судах были оправданы верующие - было отказано в вынесении постановлений по четырем административным дела в отношении Свидетелей Иеговы, рассказывавших о своей вере. Суды отметили, что закон «О свободе совести» не содержит запрета на распространение личного религиозного опыта и общение на религиозные темы. Деятельность верующих, которые просто хотели реализовать свое право на распространение своих религиозных взглядов, не содержит совокупности признаков миссионерской деятельности, установленных законом, а поэтому не может рассматриваться как миссионерская. Решения в пользу верующих в ЛУ ОВД Ярославского вокзала и мировыми судьями Калининграда были приняты в ноябре 2016 года.
Вместе с тем, были и будут неправильные трактовки Закона Яровой, как в случае с баптистом Дональдом Оссервааде из Орла, который проводил собрание по чтению Библии на дому. В Орле органы юстиции сообщили суду, что никакой религиозной группы во главе или с участием Оссервааде не существует. Только на этом основании уже можно было ставить точку. Баптист не является субъектом правонарушения. Более того, даже в приглашениях на свою библейскую группу Дональд писал, что он является просто лично баптистом-проповедником. Но суд оштрафовал его на 40 тысяч рублей.
Другой вопиющий пример — дело африканцев, выходцев из Ганы, которые обучаются в Твери. Студенты — протестанты пятидесятнического направления - собирались на молитву и богосужения, за что были оштрафованы. Во-первых, органы юстиции также предоставили суду сведения о том, что такой религиозной группы, уведомившей о своем существовании нет. Во-вторых, как иностранные граждане, временно пребывавшие для обучения в России, африканцы даже не имели права создать религиозную группу. А значит, даже если бы захотели, не смогли бы выдать документ о полномочиях миссионера своему лидеру.
Во время консультаций по Закону Яровой я неоднократно говорил, что проповедь и миссия в христианском понимании, в рамках богословия, и определение миссионерской деятельности в Законе — это разные вещи. Именно это надо доказывать сотрудникам полиции и в ходе судебных разбирательств, занимая четкую и жесткую позицию.

Р.Л.: Попытка регулировать миссионерскую деятельность все равно оставляет слишком много вопросов, а значит и возможностей для злоупотреблений. Это и запрет на миссионерство в жилых помещениях, и в целом существование домашних групп верующих в самых разных церквях. У всех верующих — от протестантов до мусульман — также вызывает беспокойство порядок уведомления о существовании религиозной группы. Не совсем понятно, какие сведения предоставлять, какой список участников группы подавать в органы юстиции.

В.Р.: В законе сказано, что в уведомлении указываются участники религиозной группы. И к этому всегда можно придраться, так как может быть указано пять человек, а во время собрания проверяющие органы обнаружат 10 или 15. Но ответственности за это не предусмотрено, то есть религиозную группу нельзя наказать.
Безусловно, в законе отмечается, что нельзя миссионерствовать в жилых помещениях, за исключением в случае проведения обрядов, церемоний, богослужений. И получается, что в смысле закона обряд в жилом помещении, молитва — могут и не являться миссионерской деятельностью. Также и собрание домашней группы, где может читаться Библия — это также форма обрядов, церемоний, богослужений.
Следует заметить, что если домашняя группа — от религиозной организации, то есть верующие зарегистрированной церкви посещают и общее богослужение и еще собираются на дому, то это деятельность религиозной организации. Лидер такой группы должен иметь документ от организации, где подтверждаются его полномочия на миссионерскую деятельность. На собрания таких домашних групп могут вполне приглашаться люди, не принадлежащие к данной конфессии, вообще неверующие. Но я бы не советовал абсолютно всем членам группы или организации выдавать документ о полномочиях миссионера. Кто-либо вольно или невольно может подставить организацию или группу, а за это грозит большой штраф.

Беседовал Роман Лункин,
главный редактор портала «Религия и право».







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru