О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Школу ждет духовное перевоспитание

  версия для печатиотправить ссылку другу
Школу ждет духовное перевоспитание
17 Сентября 2014

Начало нового учебного года ознаменовалось презентацией целого ряда проектов, призванных реанимировать ушедшую с советской эпохой идеологическую обработку юного поколения. Русская Православная Церковь выдвинула свои инициативы.

Накануне Дня знаний Патриарх Кирилл в целом ряде своих выступлений затронул школьную тематику. «Почему Церковь проявляет беспокойство по этому поводу? – заявил глава РПЦ 30 августа в Тамбове на встрече с руководящим составом школ и вузов Центрального федерального округа. – Да потому, что и мы сталкиваемся с плодами низкого уровня образования (в школах. – «НГР»). Ведь и в наших семинариях, в наших православных вузах мы с тревогой констатируем значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка». Коснувшись проблем ЕГЭ, который, как отметил и сам Патриарх, «за последние годы не критиковал только ленивый», он предложил собравшимся взглянуть на ситуацию под новым углом зрения: «Чтобы сформировать гармоничную личность, нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира».

«Я не мыслю себе образования без воспитания, – добавил Патриарх. – Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят». Глава РПЦ считает необходимым «воспитывать наших детей в определенной системе ценностей». Ценностей, разумеется, религиозных. «Мы должны, – заявил Патриарх педагогам, – отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции православия, и традиции ислама – для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой». В завершение он уточнил, что о воссоздании идеологической обработки юного поколения вроде той, что происходила в СССР, речь не идет, но «школа без идеи – это опасное явление», ибо тогда «мы отказываемся от самого главного – от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий в том числе на подрыв патриотических убеждений».

Судя по заявлениям представителей профильных синодальных учреждений РПЦ, предложения о расширении представительства религии в государственных школах под предлогом «воспитательной» функции – не импровизация Патриарха, а вполне продуманная программа. «Основная цель «Основ православной культуры» – воспитать высоконравственного, духовного и образованного гражданина нашего отечества, – заявил 25 августа с.г. в эфире православного телеканала «Союз» председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата митрополит Меркурий (Иванов). – И я всегда задаю вопрос: а за 34 часа (столько отводится в учебном году на преподавание каждого из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», ОРКСЭ. – «НГР») можно решить эту задачу? Нет».

Митрополит выдвинул такое предложение: «Духовно-нравственно и религиозно воспитывать ребенка можно не только на уроках ОРКСЭ, но и на уроках биологии, и русского языка, и литературы, и истории, и других гуманитарных наук. Наверное, и на математике тоже. То есть нужно восстановить и насытить предметы элементами духовно-нравственного воспитания и увязать эти предметы с тем преподаванием, которое будет вестись на уроках «Основ религиозных культур». Нужно подготовить педагогов. Педагог не может нести отсебятины, он… должен жить этим… быть носителем этой религиозной культуры».

Подобные предложения прозвучали 7 июля с.г. на заседании рабочей группы в Министерстве образования, посвященном реализации в школах учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики». «Мы не можем говорить о преподавании курса ОРКСЭ без контекста преподавания истории, литературы, искусств, словесности, русского языка и других гуманитарных дисциплин, – заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. – Этот курс должен дополнять все остальные, внося духовно-нравственную константу в образовательный процесс». Разумеется, c «воспитательной» целью.

Эта инициатива РПЦ отчасти может быть обусловлена сложностями с продвижением курса «Основ православной культуры» – вызвавшего во многих регионах весьма малый интерес со стороны родителей, выбирающих модуль в рамках ОРКСЭ для своих детей. В Церкви это предпочитают объяснять давлением на родителей. В опубликованном 5 сентября на сайте православного журнала «Фома» интервью митрополит Меркурий уверял, что якобы «родителей просто ставят перед фактом, что все дети обязаны будут изучать светскую этику», и «такие случаи имеют место и в Центральной России, и в Татарстане, Башкирии, ряде республик Северного Кавказа». Перечислены в основном национальные республики, в чем, видимо, содержится намек на характер административного ресурса в этих регионах. Но и в Мурманской области, 95,5% населения которой по переписи 2010 года составляют представители восточнославянских народов, весной с.г. «Основы православной культуры» выбрали для своих детей лишь 3% родителей, тогда как 77,3% предпочли «Основы светской этики», а еще 19,7% – лишенные конкретной конфессиональной направленности «Основы мировых религиозных культур». Пропорции прямо полярные и, очевидно, никак не связанные с национальным составом населения или органов власти. В целом за последние годы было нетрудно заметить, что «Основы православной культуры» доминируют лишь в регионах центра и юга европейской части России.

Однако нельзя не отметить и общий запрос на идеологическую обработку школьников, идущий сверху и находящий выражение через синхронно поступающие инициативы от целого ряда крупных общественных институтов. 19 августа, то есть незадолго до заявления Патриарха Кирилла, стало известно, что фракции КПРФ и ЛДПР в Госдуме независимо друг от друга подготовили законопроекты о возвращении в школы уроков политинформации (см. «НГ» от 19.08.14). Абсолютно идентично церковной звучит и приводимая депутатами мотивировка этих законодательных инициатив. «Изъятие из школ два десятка лет назад воспитательной функции сыграло с учащимися губительную роль, – заявил 4 сентября «Новым известиям» один из авторов законопроекта, заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев. – Поэтому крайне необходимо вмешаться в ситуацию: возродить патриотическую игру «Зарница», уроки мужества, начальную военную подготовку, политинформацию».

На научно-практической конференции «Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма», прошедшей 8 сентября в Москве под эгидой Департамента образования мэрии и Национального антитеррористического комитета (НАК), директор принимавшего мероприятие Московского института развития образования Антон Молев упомянул, что НАК уже разработал для преподавания среди учащихся школ и вузов «курсы идеологических основ и мер по противодействию терроризму и экстремизму» (см. «НГ» от 09.09.14). В свою очередь, выступавший на конференции протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «сфера идей становится центральной для обеспечения безопасности личности и общества, в том числе безопасности образовательного пространства», и поэтому «нужно дать такой смысл молодым людям – на основе ценностей нашей цивилизации». «Нам не нужно… стесняться заниматься в школе воспитанием, формировать личность, утверждать наши ценности в жизни будущих поколений», – призвал Чаплин, добавив, что «мы должны именно сами и только сами определять, какие идеи приходят в школу, среднюю или высшую». Таким образом, в качестве объекта «воспитания» фигурируют уже не только школьники, но и студенты.

Нарисованный беглыми штрихами проект системы идеологической индоктринации выглядит как продуманный, лоббируемый разными общественными силами масштабный и близкий к реализации план.

источник: Независимая






также в рубрике ] мы: