О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Адвокат Анатолий Пчелинцев: «Скороспелые законы подрывают авторитет власти»

  версия для печатиотправить ссылку другу
22 Июля 2013

Конституционный Суд РФ справедливо и обоснованно потребовал уточнить основания запрета на работу с детьми для лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности.

Адвокат Анатолий Пчелинцев и известный педагог Константин Щербина после заседания Конституционного Суда РФВ 2010 и в 2012 годах в Трудовой кодекс РФ в ускоренном темпе были внесены изменения, ограничивавшие доступ к педагогической профессии, а также к иной трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Ограничение коснулось граждан, когда-либо имевших судимость или являвшихся фигурантами уголовного дела. По смыслу закона речь идет не только о педагогах, но и всех, кто хотя бы косвенно имеет отношение к учреждениям образования, воспитания и культуры – водители, сторожа, повара, прачки, уборщицы и др. В это число попали и лица духовного звания. При этом законодатель в спешке не удосужился уточнить вид и степень тяжести совершенного преступления; срок, прошедший с момента его совершения; форму вины; поведение лица после совершения преступления; обстоятельства, характеризующие личность, а также иные факторы, позволяющие оценить возможность осуществления гражданами соответствующей деятельности.

После вступления закона в силу сотни граждан были уволены с работы. В некоторых случаях такие увольнения сильно ударили по учебному процессу. Например, в некоторых отдаленных поселках Крайнего Севера некому стало преподавать отдельные предметы. Поэтому в Конституционный суд обратились не только уволенные учителя, но и Законодательное собрание Мурманской области.

При этом ни заявители, ни их адвокаты не оспаривали того факта, что государство обязано обеспечить безопасность каждого ребенка от преступных посягательств. Существуют преступные деяния, сам факт совершения которых однозначно свидетельствует об опасности для несовершеннолетних. Запрет на работу с детьми для лиц, совершивших подобные преступные деяния, не противоречит Конституции РФ.

Вместе с тем, по мнению заявителей и их адвокатов, соответствующие оградительные меры должны быть соразмерны целям защиты детей от преступных посягательств и негативного влияния. Поэтому распространение закона на любые, в том числе малозначительные правонарушения, совершенные десятки лет назад, без учета всех факторов (личность, смягчающие обстоятельства, форма вины, давность и пр.) не соответствуют конституционным принципам равенства перед законом, справедливости и соразмерности наказания.

Во время слушаний в Конституционном Суде адвокат Анатолий Пчелинцев в качестве примера привел жизненный путь одного из своих доверителей – известного в России тренера и воспитателя Константина Максимовича Щербины из п. Краснотуранска Красноярского края. Это человек, который беззаветно предан своему делу, основатель и бессменный руководитель одной из лучших в России детско-юношеских спортивных школ, воспитатель десятков мастеров спорта. Двадцать лет назад, в ответ на неправомерные действия, он дважды ударил потерпевшего, не причинив телесных повреждений. За это, как ни странно, был судим и приговорен у шести месяцам исправительных работ по месту работы с удержанием 20 процентов заработной платы в доход государства. История давно забылась. Щербина продолжал работать и воспитывать здоровое поколение молодежи.

Об успехах школы Щербины писали многие газеты. В 1997 г. во время экономического кризиса он продал из личного подсобного хозяйства единственную корову и на вырученные деньги направил своего ученика на престижный международный турнир, откуда он вернулся с медалью.

В 2001 г. гуляя с дочерью, Константин Щербина услышал крики о помощи. Двое подоноков пытались изнасиловать девушку. На требование прекратить насилие, преступники с ножом и битой и набросились на защитника. Будучи раненым ножом, Щербина сумел обезвредить насильников и передать их подоспевшим сотрудникам милиции.

В составе официальной делегации Щербина представлял Россию на многих международных соревнованиях и Олимпийских играх.

В 2011 г. за выдающийся вклад в развитие физической культуры и воспитание молодого поколения Константин Максимович Щербина Указом президента России был награжден знаком «Заслуженный деятель физической культуры и спорта».

После увольнения авторитетного педагога за короткий срок сменилось несколько директоров школы. В защиту Константина Максимовича встали многие жители города, родители учеников, районная администрация, депутаты законодательного собрания. Однако закон есть закон.

И вот последнее слово за Конституционным Судом России. Конституционный Суд обязал законодателя уточнить оспариваемые нормы – в том числе установить конкретный перечень преступлений, совершение которых влечет за собой запрет на работу с детьми, а также процедуру временного отстранения от подобной работы лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Впредь до внесения необходимых изменений в законодательство, к работе с детьми, безусловно, не допускаются граждане с неснятой или непогашенной судимостью, лица, когда-либо осужденные по тяжким или особо тяжким статьям УК РФ, а также за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. В отношении иных граждан, ранее подвергавшихся уголовному преследованию, вопрос о допуске их к такой работе должен решаться в индивидуальном порядке.

Как заявил после оглашения решения Конституционного Суда адвокат доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев: «Решение Суда нас, безусловно, устраивает. А вот спешка, как известно, нужна только в одном случае. Законопроекты должны готовиться более тщательно. В противном случае скороспелые законы серьезно подрывают авторитет власти и ущемляют интересы общества».

(на фото: Адвокат Анатолий Пчелинцев и известный педагог Константин Щербина после заседания Конституционного Суда РФ)

"Религия и право"






также в рубрике ] мы: