Приходские страдания. О первом случае в истории нового российского правосудия, когда суд и прокуратура приняли сторону обиженного духовенством мирянина

Приходские страдания. О первом случае в истории нового российского правосудия, когда суд и прокуратура приняли сторону обиженного духовенством мирянина
16 Февраля 2010

Историческое решение было вынесено в Тушинском районном суде 12 февраля. Судья Астахова обязала приходской совет Спасо-Преображенского храма в Тушино восстановить в должности заместителя председателя приходского совета Николая Земляного, незаконно уволенного настоятелем, выплатить ему 80 тысяч рублей за вынужденный семимесячный прогул и две тысячи рублей за нанесенный моральный ущерб. Более того, по требованию адвоката истца Андрея Муратова суд обязал восстановить на работе незаконно уволенного зампреда. Заседание длилось четыре часа.

Это первый случай в истории нового российского правосудия, когда суд и прокуратура приняли сторону обиженного духовенством мирянина. Конечно, это не последнее слово в тяжбе. Скорее всего, Городской суд Москвы вряд ли окажется столь же гуманным и оставит решение Тушинского суда в силе. Более вероятно предположить, что он его отменит. Тем более, что в прошедший понедельник настоятель прихода, священник Василий Воронцов тайно созвал часть приходского совета и провел его реорганизацию. В том числе была упразднена должность заместителя председателя. Так что восстанавливать Земляного некуда. А уж о 80 тысячах речи даже не идет. Хотя во время заседания суда представитель приходского совета Ольга Карпова с гордостью заявила, что за прошедший год храм "заработал" 20 миллионов рублей.

Сходненский Спасо-Преображенский монастырь в Тушино известен с ХIV века. Правда, в ХVIII веке он был закрыт, а вместо него возник обычный приход. В 1886 году было начато строительство каменного шатрового храма. А через два года красавец-храм принял первых прихожан. После революции Спасо-Преображенский храм еще долго сопротивлялся натиску большевиков, но в 1937 году был закрыт. В хрущевские времена была взорвана колокольня, снесен купол храма. Его пытались превратить в клуб, затем в мастерские. И лишь в 1990 году в нем были возобновлены богослужения.

Приход возглавил один из замечательных московских священников – Федор Соколов. Храм стал первым храмом, который освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II почти сразу после его избрания. Настоятель сумел собрать активных прихожан, и работа по восстановлению и благоукрашению храма закипела. И все же понадобилось 10 лет, чтобы восстановить храм в прежней его красоте.

Но тут произошла трагедия – священник Федор Соколов в 2000 году погиб в автомобильной катастрофе. Викарий Патриарха архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) назначил нового настоятеля – Василия Воронцова. И все изменилось. Прихожане долго терпели бесчинства нового настоятеля. Видя, что восстановление храма и строительство церковной школы остановлено, они обратились с письмом к новоизбранному Патриарху Кириллу.

В нем они высказали свою боль: "Приходской совет был и есть только на бумаге. За три года было проведено только два отчетных собрания, а в прошлом году покончили с делами за 30 минут. Больше Приходской совет не собирался и не вспоминался. Мы не слышали ни разу, чтобы настоятель храма обратился с просьбой собраться приходскому совету и обсудить насущные дела. Решал все сам или его жена – матушка Елена, давно уже управляющая делами в храме. Она даже имеет свой кабинет. На ней все финансы, строительство, ремонт, закупки. Помощница Карпова Ольга ее родная сестра. Она же келарь в трапезной, начальник отдела кадров, секретарь настоятеля, ответственная за социальную работу и самое главное – председатель ревизионной комиссии.

Реальная власть сосредоточена в руках у этих двух женщин. В храме уже семь лет живет и как бы работает еще один родственник настоятеля – В.Фатеев. Под личным управлением матушки Елены он выполняет задания, связанные с ремонтом не только храма, но их усадеб и квартир. В помощь ему выделены еще 2-3 подсобника.

Что же сделано для храма? Побелен по третьему разу за два года цоколь храма. Покрашен дом причта акриловой краской по трем слоям мела. Сделан капитальный ремонт кабинетов матушки и настоятеля храма с заменой потолков, полов и мебели. А службы храма до сих пор ютятся в строительных вагончиках, в прошлом веке списанных за негодностью, где сгнили полы и текут крыши. Фатеевым, по прихоти матушки Елены, произведена замена верхних деревянных рам второго яруса в центральном приделе храма на пластиковые, хотя здание храма является памятником архитектуры ХIХ века и охраняется государством. Это сделано без согласования с Комитетом по культурному наследию Москвы и несмотря на то, что весь приход и приходской совет были против этой замены. Деревянные рамы, которые стояли, были крепкии простояли бы еще сотню лет. Кроме того, в них стояли вытяжные вентиляторы. Установленные воздухонепроницаемые рамы нарушили циркуляцию воздуха в верхнем уровне центрального придела. Теперь конденсат приводит к размоканию штукатурного слоя и к уничтожению мозаичного полотна, за которое в свое время автор получил Государственную премию. В 2007 году под руководством Фатеева к престольному празднику Преображения была произведена очистка потемневшей мозаики от нагара. Делалось это топорно и непрофессионально, поэтому появились проплешины, которые закрашивались в тон краской. А сыпавшую, как дождь, мозаику собирали уборщицы. Собрали килограмм 25-30. Так она и лежит, ожидая настоящих реставраторов.

Хранилось под навесом около 200 кубометров леса – еще отец Федор заготовил на нужды храма – и куда все делось? Полы в храме как были с трещинами и провалами, замазанными цементом, так и остались. А дом, предназначенный для Воскресной школы и занятий с молодежью, уже девять лет ждет окончания затянувшегося со времен отца Федора строительства и отделки. Этот дом передан префектурой для нужд храма в 1998 году, но отцу Василию он не нужен. Он превращен в склад барахла. По-прежнему, пустует место, освященное отцом Федором, под строительство нового храма в честь Серафима Саровского. Хотя был и проект, и даже заготовлены блоки под фундамент. Настоятелю это не нужно. Дети его обучались в МГУ, на платном отделении, где год учебы стоит не менее 280 000 рублей. Для себя отец Василий выстроил дом в коттеджном поселке "Эдем", что в Куркино. Купил квартиры для молодых. И каждому взрослому члену семьи по иномарке. Настоятель храма и его ближайшее окружение должны быть примером благочестия, скромности, и воздержания, а не приезжать на службу на шикарных автомобилях. На глазах у прихожан была изгнана из храма "дежурная по храму" Татьяна Изотова, проработавшая верую и правдою шесть лет. Только за лето и осень прошлого года было изгнано из храма около 15 человек. Это певчие, рабочие, охранники".

Печально, что письмо, адресованное Патриарху, вряд ли достигло его. По-прежнему православной Москвой самовластно правит архиепископ Истринский Арсений. Ведь никто не проверяет его! Будет ли услышан вопль тушинских прихожан?

Сергей Бычков,
для "Портала-
Credo.Ru"

На фото священник Василий Воронцов





также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru