О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Государство вправе ограничивать миссионерскую деятельность граждан России. Ответ Минюста РФ на обращение евангельских христиан-баптистов

  версия для печатиотправить ссылку другу
Государство вправе ограничивать миссионерскую деятельность граждан России. Ответ Минюста РФ на обращение евангельских христиан-баптистов
12 Января 2010

№ 15-6153 от 14 декабря 2009 г.

Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации Ваши обращения на имя Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, Министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова по вопросу проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) рассмотрены.

По существу доводов, содержащихся в Вашем обращении, полагаем необходимым пояснить, что в целом законопроект исходит из конституционного принципа допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления", государство вправе воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других лиц и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия".

Более того, согласно решению Европейского Суда по правам человека от 24 ноября 1998 г. по делу "Лариссис и другие против Греции", касающегося практики осуществления миссионерской деятельности, статья 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод "защищает не всякое деяние, мотивированноеиливдохновленноерелигиознымиубеждениями.Онане защищает недопустимые проявления прозелитизма, такие как предложение материальных или социальных выгод или оказание недопустимого давления с целью привлечения в церковь новых членов".

Положения проекта закона не распространяются на деятельность физических лиц по распространению своих религиозных убеждений. Они направлены на урегулирование порядка осуществления специального вида деятельности - миссионерской деятельности - только от имени религиозных объединений (религиозных организаций, зарегистрированных в качестве юридического лица, и религиозных групп, уведомивших о своем создании и начале деятельности территориальный орган юстиции).

Обращаем Ваше внимание, что предлагаемые в проекте закона ограничения на вовлечение в религиозные объединения и обучение религии несовершеннолетних относятся только к случаям, когда такое вовлечение происходит вопреки воле детей и без согласия их родителей. Эти предложения в полной мере согласуются с положениями международного права. В частности, согласност.26 Всеобщейдекларацииправчеловека от 10 декабря 1948 г. родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей; в соответствии со ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или в соответствующих случаях законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

По вопросу реализации иностранными гражданами права на осуществление миссионерской деятельности следует отметить, что предлагаемые поправки не распространяются на иностранных граждан, въехавших и находящихся на законных основаниях на территории Российской Федерации с частным визитом. Законопроект призван урегулировать миссионерскую деятельность иностранных граждан, въехавших на территорию Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в соответствии с которым религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях. Обязанность иностранных граждан соблюдать цели въезда в Российскую Федерацию установлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Необходимо отметить, что работа над законопроектом еще не завершена. Обоснованные и конструктивные замечания к законопроекту будут учтены Министерством юстиции Российской Федерации.

И.о. директора Департамента по делам некоммерческих организаций

Ж.А.Джакупов

Источник: "Портал-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы: