О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

На радиостанции «Эхо Москвы» состоялась дискуссия о проповеднической деятельности отца Даниила Сысоева и о проблеме ограничения миссионерской деятельности в России

  версия для печатиотправить ссылку другу
На радиостанции «Эхо Москвы» состоялась дискуссия о проповеднической деятельности отца Даниила Сысоева и о проблеме ограничения миссионерской деятельности в России
30 Ноября 2009

На радиостанции «Эхо Москвы» в передаче «В круге Света» (ведущие – Светлана Сорокина и Юрий Кобаладзе) 25 ноября состоялась дискуссия о проповеднической деятельности отца Даниила Сысоева и о проблеме ограничения миссионерской деятельности, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Передача с участием главного редактора «НГ-Религии» Марка Смирнова и директора Института религии и права социолога и религиоведа Романа Лункина называлась "Опасная профессия – миссионер"..

Марк Смирнов выступил за ограничение активной миссионерской деятельности в России, так как она, по его мнению, нарушает общественную безопасность. Он отметил, что методы отца Даниила Сысоева, в частности, уличных проповедников, скорее напоминали методы иеговистов: "Согласитесь, что это метод каких-нибудь иеговистов, которые идут от двери к двери, есть такой принцип миссионерский, когда они подходят на улице и заговаривают с вами, во что вы верите".

Проповедь отца Даниила и его формы, как отметил Марк Смирнов, не соответствуют православной традиции: "Он и был такой единственный, такой вот радикальный миссионер. А вообще методы-то сами по себе не православные".

Как отметил Марк Смирнов, "я не хочу, чтобы в мою частную жизнь вторгались вообще какие бы то ни было люди, какие бы то ни было миссионеры, будь то даже православные. И любой гражданин вправе себя оградить от подобных проявлений. Когда входят ко мне в дом, в мою дверь. У меня есть, пользуясь английским языком, privacy, защита от всякого вторжения в мою личную жизнь".

Активная миссионерская деятельность, по мнению Марка Смирнова, является скорее экстремистской деятельностью и ведет к нарушению мира и общественной безопасности: "Понимаете, мы сегодня живем в 21-м веке, и религия – это частное дело. И в силу этого я не могу допустить того, чтобы общественная безопасность нарушалась".

Методы отца Александра Меня и отца Даниила Сысоева, как отметил Смирнов, радикально противоположны: "Он же (Александр Мень) не пропагандировал такую тотальную миссию, он не заставлял своих прихожан выходить на улицы, подходить к прохожим и, как это называет дьякон Андрей Кураев, навязчивые проповедники, навязчиво предлагать им принять православие, стать христианином. Для этого есть более тонкие и более интеллектуальные, я бы даже сказал, методы миссионерской работы. Вот такое миссионерство я уважаю. А вот то, что касается экстремальных видов деятельности проповедников, священников, я осуждаю".

По словам Смирнова, необходимо "соблюдать вот этот определенный статус-кво, не запрещая каждому человеку выбирать веру, принимать то или иное вероисповедание, это его личное право, но не вести массовую миссионерскую деятельность хотя бы среди традиционных религий в России".

В свою очередь, Роман Лункин, в частности отмечал, что отец Дионисий сумел создать сплоченную общину, «он старался создавать именно реальные миссионерские проекты, социальные проекты, которые продвигали бы православие, которые сломали бы патриотическую форму, которая не дает православным быть верующими. Он говорил о том, что нельзя просто сказать, что я православный, потому что русский, и русский, потому что православный. Это абсурд.

Для миссионера, особенно который горит сердцем, как отец Даниил Сысоев, для него нет границ. И поэтому если он занимается миссией, она сразу теряет всякие границы – она и для русских, и для татар, и для таджиков. Для кого угодно. К примеру, в храме отца Даниила даже происходило крещение людей из племени кечуа».

Отец Даниил, по словам Романа Лункина, «в своей проповеди старался как раз сломать эту стену общественного равнодушия по отношению к религии. И прежде всего он заявлял о том, что надо идти проповедовать на улицу. Он создал т.н. институт уличных проповедников – молодежи, которая должна была бы ходить и говорить слово Божие всем людям. История пока не придумала других методов миссионерства. Поэтому любая миссия несколько отвязная, она неполиткорректная. И она в каком-то смысле агрессивная».

Социолог также отметил: «те люди, которые сейчас обвиняют отца Даниила в том, что он оскорблял мусульман и оскорблял ислам, они скорее не читали и не вчитывались в его книги, в его проповеди и вырывают из контекста очень много таких фраз, которые действительно звучат некорректно и недипломатично по отношению к исламу. Его заявления, проповеди не были каким-то памфлетом или листовкой, которую он распространял. Это богословская дискуссия, богословский спор. Он имел право говорить о том, что бог мусульман, по его представлениям, не православный бог. Он не идентичен православному Богу».

Комментируя сочинения отца Даниила Роман Лункин подчеркнул: «книга «Брак с мусульманином», это одна из самых известных книг его именно потому, что он вызвала гнев в мусульманской среде, и, в частности, многие мусульмане подали иски в суд с просьбой признать эту книгу экстремистской. Безусловно, там есть оскорбительные высказывания и формулировки в адрес мусульман. Однако я как социолог и религиовед, который постоянно имеет дело с верующими людьми, все-таки считаю, что у каждого религиозного деятеля, особенно у яркого миссионера, должно быть право сказать о том, что – я считаю такую-то веру не истинной, а свою истинной. И, например, то, что пророк Мухаммед для меня является лжепророком, миссионер имеет право сказать. Другой вопрос – какими словами он это говорит».

В ответ на критику миссионерской деятельности со стороны Марка Смирнова и отсутствие разговоров о мире между религиями Роман Лункин заметил: «Вы, возможно, не знаете, но все-таки церковные деятельности и патриарх Кирилл встречаются, ведут вот эти беседы богословские… Они говорят о мире, об экуменизме, о сотрудничестве между традиционными религиями. Это, безусловно, происходит. Однако на низовом уровне этот религиозный мир всегда будет клокочущим вулканом. И нельзя запретить все, что происходит там».

Текст передачи

Слушать передачу

Видео






также в рубрике ] мы: