О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Ежедневный журнал": Директор Института религии и права Роман Лункин: "Российские чиновники не боятся вести себя беззаконно по отношению к древним могилам староверов"

  версия для печатиотправить ссылку другу
"Ежедневный журнал": Директор Института религии и права Роман Лункин: "Российские чиновники не боятся вести себя беззаконно по отношению к древним могилам староверов"
30 Октября 2008

История с разорением древних могил на Преображенском кладбище показала пренебрежительное отношение наших «православных» властей к другим христианам и затронула один из самых интересных толков русского староверия — федосеевцев.  Догматические и канонические основы федосеевского согласия были заложены в самом конце XVII века его основателем Феодосием Васильевым (Ф.В.Урусовым, 1661-1711 гг.).

Преображенское общество, где и располагается сейчас кладбище и часовня федосеевцев, основано в 1771 году купцом И.А. Ковылиным со статусом «богаделенного дома» (фактически двух монастырей, мужского и женского). В середине XIX века территория мужского монастыря была изъята гражданскими властями и передана единоверцам (тем, кто соблюдает старые обряды, но является частью «никонианской» церкви). Духовным центром всего федосеевского согласия стала оставшаяся у них часть «богаделенного дома». Важнейшая догматико-каноническая особенность федосеевцев, выделяющая их среди других беспоповцев, — неприятие института брака ввиду канонической невозможности совершения таинства венчания при отсутствии иерархии духовенства (последняя понимается как пребывающая исключительно в Церкви Небесной в лице святителей, святых иереев и дьяконов). На практике же по отношению к фактическому брачному состоянию внутри федосеевских обществ выделяется несколько групп, и эта проблема вполне решается, не давая этому направлению исчезнуть. Так было и до революции. Федосеевцы долгое время были крупнейшей беспоповской деноминацией, их численность до 1917 года на территории всей Российской империи (с Прибалтикой и пр.) ориентировочно оценивалась в 2‑2,5 млн человек. В настоящее время крупнейшее в РФ Преображенское общество включает около 500 человек (из них примерно 400 «молящихся»). Помимо этого, нерегулярно посещают Крестовоздвиженский храм происходящие из федосеевских семей «мирщеные» (в Москве их несколько тысяч). Второе по величине казанское общество включает около 300 человек.

К сожалению, любые предположения о том, что российские чиновники оказывают покровительство, наряду с «традиционной» Московской патриархией, староверам (беспоповцам) и старообрядцам (поповцам), окажется в корне неверным. Как социологу, который принимал участие в полевых исследованиях, мне приходилось видеть удивительную картину — представители «старой веры» различных согласий испытывают практически такие же проблемы с возвратом и получением зданий, как католики, лютеране, баптисты или пятидесятники.

Обращение российских властей со старообрядцами — в тысячу раз обиднее. Постепенно возрождается белокриницкое согласие, все более активно привлекает молодежь Древлеправославная поморская церковь — среди поморских наставников уже есть, как и до революции, предприниматели. При этом власти демонстративно уничижают старообрядцев, как будто бы и не было никакого Манифеста о веротерпимости 1905 года.

К примеру, до сих пор не возвращен Российской православной старообрядческой церкви (РПСЦ, белокриницкое согласие) трехтонный колокол, снятый в 1930 году с мемориального Воскресенского храма-колокольни на Рогожском кладбище. Московские власти просто подарили этот колокол в храм-новостройку — Казанский собор РПЦ МП на Красной площади. И это несмотря на то, что на колоколе есть надпись, указывающая на владельца. Старообрядцам не помогли даже обращения к патриарху Алексию II.

Другой характерный случай произошел в Самаре. В 2004 году на бывшую старообрядческую Казанскую церковь по инициативе Самарской епархии РПЦ МП совместно с мэром Георгием Лиманским были водружены никонианские кресты. Белокриницкая община давно требовала возврата этого храма, но епархия РПЦ МП объявила, что это будет единоверческий храм. Но благодаря усилиям митрополита Адриана, главы РПСЦ, властям пришлось отказаться от этой идеи. В преддверии выборов мэра осенью 2006 года Казанский храм был возвращен белокриницким старообрядцам. Вместе с тем, неуважительное отношение к старообрядцам остается. Например, в июле 2006 года во время пребывания в Самаре десницы Иоанна Крестителя поклониться святыне пришла группа старообрядцев. Стоявший рядом с мощами священник Русской православной церкви, увидев их, воскликнул: «Да это старообрядцы! Гоните их отсюда!» По сообщению сайта «Самарское староверие», никто из желающих приложиться к святыне не отреагировал на этот призыв. Как отмечает сайт, «гнать» самарских старообрядцев призывал не полуграмотный прихожанин «новообрядного» храма — как раз среди рядовых прихожан РПЦ есть немало людей, искренне симпатизирующих староверам.

Не исправила, а лишь усугубила проблемы Комиссия по диалогу со старообрядцами, созданная по инициативе митрополита Кирилла при Отделе внешних церковных связей. За отношения со старообрядцами отвечает священник РПЦ МП Иоанн Миролюбов, бывший наставник поморской беспоповской церкви, которого считают предателем «старой веры».

Разорение могил на Преображенском кладбище и расчистка земли под новые могилы на продажу говорит также о болезни российского чиновничества. Оно не боится вести себя беззаконно. В прессе часто появляются сообщения о том, что те или иные вандалы разгромили на кладбищах могилы, сбили кресты, разрушили памятники, нарисовали на них неприличные картинки и слова. Этих вандалов судят. Но это подростки, которые ведут себя как варвары ради забавы. Для них это своего рода опасная игра. В подобную же совсем не сложную игру играет администрация Преображенского кладбища, ГУП «Ритуал», Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, которые если не санкционируют, то, по крайней мере, знают о продаже или подготовке к продаже дорогой земли (а скорее всего уже знают, и кто ее купит). Кто-то может возразить: как можно сравнивать этих серьезных небедных дяденек в хороших костюмах с часто пьяными подростками? А разве разорение могил ради денег да и еще и в трезвом виде — это не опасная забава?

Роман Лункин,

Директор Института религии и права

«Ежедневный журнал»






также в рубрике ] мы: