Буква в законе. Комментарий Андрея Себенцова в связи с поправками в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Буква в законе. Комментарий Андрея Себенцова в связи с поправками в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
27 Августа 2008

Последние изменения в российском законодательстве в религиозной сфере не остались незамеченными и вызвали настороженную реакцию в журналистском сообществе. Суть поправок в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятых Госдумой перед уходом на летние каникулы, сводится к замене фразы "правительство РФ" в тексте закона на фразу "уполномоченный орган исполнительной власти". Ряд православных журналистов высказали предположение, что эта замена связана с подготовкой воссоздания Совета по делам религий – органа, существовавшего в СССР и осуществлявшего контроль за религиозными организациями. Прозвучало даже опасение, что "создание госоргана по делам религий приведет к компрометации российского государства как лидера православного сообщества". "НГР" обратились к ответственному секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову с просьбой прокомментировать изменения в законодательстве.

– Андрей Евгеньевич, связаны ли последние поправки в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" с возможным воссозданием Совета по делам религий?

– 23 июля нынешнего года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" № 160-ФЗ. Смысл и цель закона – освободить правительство от технических функций, с которыми могут самостоятельно справляться федеральные органы исполнительной власти, имеющие право выпускать нормативные акты. Эти органы определены указом президента Российской Федерации "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12 мая 2008 года № 724 с последующими уточнениями. Вместе с тем никакой связи с созданием федерального органа по делам религий данный акт не имеет.

– Значит, слухи безосновательны. Но тогда каким образом эти поправки коснутся религиозных объединений?

– Данный закон внес изменения в 132 законодательных акта, сняв необходимость в постановлениях правительства устанавливать то, что находится в пределах нормативного регулирования, осуществляемого одним органом. Вопросы, связанные с межведомственным взаимодействием, или те, которые не могут быть урегулированы актом одного ведомства, оставлены за правительством.

Внутриведомственные акты особенно хороши в тех случаях, когда исполнение их замыкается в пределах одного госоргана. К таким и относятся изменения, внесенные в пункт 8 статьи 11. Федеральный орган, принимающий решение о регистрации религиозных организаций, вполне может установить порядок проведения религиоведческой экспертизы для себя и своих территориальных органов. Это, кстати, и происходит у нас с 2004 года. То же касается довольно маргинальной статьи 13. Действительно, порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации, а также форма выдаваемого ей свидетельства могут устанавливаться без обращения в правительство. Отмечу, что в законе о свободе совести правительство упоминается неоднократно, в том числе в части установления порядка взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти при регистрации и ликвидации религиозной организации.

Алексей Шмырев

"НГ-РЕЛИГИИ", 20 августа 2008 г.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru