О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Православие и свобода будущего. Священник Владимир Вигилянский рассказал Московскому Центру Карнеги об итогах последнего 20-летия в жизни Церкви

  версия для печатиотправить ссылку другу
Православие и свобода будущего. Священник Владимир Вигилянский рассказал Московскому Центру Карнеги об итогах последнего 20-летия в жизни Церкви
29 Декабря 2007

Русская Православная Церковь – это грандиозная общественная сила, целая общероссийская система и сообщество сообществ. Правда, светское общество часто вообще не знает, как относиться к этой громадине, как воспринимать призывы, исходящие от лидеров Московской патриархии или отдельных священников. Из невежества, страха и каких-то тайных постсоветских опасений само мировоззрение Церкви часто стараются свести к чему-то очень простому и обычно грубому – тогда эта неведомая сила становится как бы менее опасной и больше похожей на советские агитационные плакаты с толстыми неумными попами, которые прислуживают царю-батюшке. Однако реальная РПЦ МП как сложный организм – совсем другая, и незнание или игнорирование ее многоцветия наносит вред российскому журналистскому и научному сообществу.

Этот пробел постарался заполнить глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. 25 декабря отец Владимир сделал доклад в Московском Центре Карнеги "Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы". Прошедший семинар стал первым в новой серии, которая условно называется "Итоги 20 лет религиозной свободы в России". Ведущими семинара были член Научного совета Центра Карнеги профессор Алексей Малашенко и социолог религии старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН профессор Сергей Филатов.

Доклад отца Владимира Вигилянского был почти сразу опубликован на портале "Религия и СМИ", поэтому нет нужды пересказывать его подробно. Стоит отметить, что в своем устном докладе (участники отметили ораторские способности докладчика) отец Владимир раскрыл масштабную картину восстановления церковной жизни по сравнению с тем, как и в каких условиях РПЦ МП жила в конце 1980-х годов. Это и десятикратное увеличение числа храмов, священнослужителей, укрепление церковных структур, которые занимаются взаимодействием с различными общественными институтами. Особенно отец Владимир отметил нравственную позицию, которую Церковь занимала в 1990-е годы. Именно тогда патриарх Алексий II первым заявил о том, что Россию ждет демографическая катастрофа.

Уникальность Церкви состояла и в том, что она осталась единственной силой, которая объединила многих людей на распавшемся постсоветском пространстве. Тем более, что на протяжении всех 1990-х годов доверие населения к РПЦ МП было традиционно высоким. Как подчеркнул докладчик, многие сейчас уже и забыли, что священников стали приглашать в общеобразовательные школы сами учителя. Важно отметить, что отец Владимир Вигилянский определил 1990-е годы как второе Крещение Руси – тогда многое пришлось создавать с нуля.

Бурное развитие РПЦ МП продолжается в самых разных направлениях. Довольно опрометчиво, исходя из этого факта, считать РПЦ МП некой застывшей исключительно консервативной и замкнутой структурой. Даже в настоящее время примерно в тысяче церквей возобновляются или начинаются богослужения. Среди проблем представитель Московской патриархии назвал следующие: не полностью отданы храмы и монастыри (это около 10 тысяч сохранившихся церковных зданий), а также богослужебная утварь, не закреплено окончательно право владения имуществом, землей, четко не определена система социального обеспечения духовенства, отсрочка для семинаристов от военной службы и т.д. Наряду с этим, Церкви, по словам отца Владимира, против РПЦ МП постоянно ведется информационная война со стороны той части общества, которая не освободилась от антирелигиозных штампов советского периода. Как заметил докладчик, на смену советской пришла либеральная цензура, которая стремится создать о Церкви заведомо ложное представление, загнать ее в этнографическое гетто, сделать маргинальной, обскурантистской и нетерпимой (или, по крайней мере, создать о ней такое впечатление). Отец Владимир привел массу примеров, когда журналисты прямо подтасовывали факты. Так, в письменном варианте доклада отец Владимир упоминает журналиста Якова Кротова, сейчас принадлежит к юрисдикции украинских националистов, который цитировал якобы послания Патриарха, статьи в светской прессе о позиции Патриарха по поводу показа фильма "Последнее искушение Христа" и т.д. Ни одна общественная организация не подвергалась такому потоку лжи и критики, как РПЦ МП, отмечает отец Владимир Вигилянский. По его мнению, лишь после 2000 года с развитием православного Интернета и информационных агентств ситуация начала меняться в лучшую сторону. Однако письмо 10 академиков президенту РФ отец Владимир жестко оценил как либеральный донос, который призывает ограничить вообще роль религии в государстве.

В ответах на многочисленные вопросы участников семинара в Карнеги глава пресс-службы Московской патриархии высказывался скорее как настоятель большого прихода, чем как официальное лицо. Одной из важных проблем отец Владимир назвал то, что православная общественность в 1990-е годы вела себя пассивно и роль предводителей возлагалась на духовенство. По мнению отца Владимира, многие структуры и направления в РПЦ МП должны быть "беспоповскими" – миряне должны сами брать на себя общественные роли. Патриарх Алексий II на протяжении многих лет призывал каждый приход заниматься социальным служением. Например, тысячи людей откликнулись на призыв брать детей из приютов на воспитание. Однако, несмотря на уклонение в политику, вправо и влево, православная общественность существует, но у священников до всего просто не доходят руки. Элементарно не хватает времени – отец Владимир сравнил сегодняшнюю миссию с работой вратаря, который одновременно со стоянием на воротах должен заниматься еще десятком дел.

В своих ответах отец Владимир Вигилянский затронул в афористичной манере целый ряд отдельных значительных вопросов. Так, отец Владимир полагает, что высказывания священников на политические темы не означает того, что РПЦ МП в целом занимает какую-то позицию. Борьба с сектами, по словам докладчика, являются частью правозащитной деятельности Церкви и является ответом на обращения к Церкви тех, кто побывал в сектах. При этом Церковь, по словам отца Владимира, не должна давать правовую оценку деятельности сект, а призывает лишь исполнять закон. В отношении мусульман руководство РПЦ МП , подчеркнул докладчик, официально не делало никаких жестких заявлений, тогда как исламские лидеры позволяли себе намного больше. Православно-католический диалог отец Владимир определил так: "он ни низок, ни высок", протекает довольно вяло, а Ватикан сам отказывается обсуждать те пункты, которые препятствуют встрече Папы Римского и Патриарха. На вопрос правозащитников о самокритике отец Владимир ответил, что правозащитники не обладают и долей той самокритики, которая есть в РПЦ МП, они не увольняют никого за штат и не устраивают таких разносов, как например Патриарх и архиепископ Арсений на епархиальном собрании духовенства города Москвы.

В заключении профессор Алексей Малашенко сказал, что мы действительно бываем очень однобоки. По мнению исследователя, потенциал у РПЦ МП огромен и сама РПЦ МП еще не осознала, какую роль она может сыграть в истории России – как позитивную, так и негативную. Трудно представлять себе Церковь как некий особняк, где все хорошо, а его окружает российское общество с его недостатками и тяжелыми неразрешенными проблемами.

Отцу Владимиру Вигилянскому удалось показать не столько итоги возрождения в РПЦ МП, сколько самое начало ее социально-духовного возрождения. Около 15 тысяч организаций РПЦ МП, существующих в России, с их зданиями и духовенством, еще не являются свидетельством полного благополучия. Церковь только учиться строить отношения с обществом, с интеллигенцией, учителями, школами и вузами. Только в 2000 году РПЦ МП заявила о своей общественной роли в "Основах социальной концепции РПЦ МП ", но, судя по заявлениям и призывам Патриарха, епархиям и приходам надо учиться выкраивать время и осознавать значение самостоятельного социального служения. Советское наследие коснулось не только светской прессы, которую критиковал отец Владимир, но и затронуло саму Церковь. Отказ от советских комплексов, закрытости, сервилизма перед властями, боязни независимых умных людей – это будущее православия. Сам выпускник Литературного института им. Горького отец Владимир Вигилянский является лучшим тому доказательством.

Роман Лункин.

Источник: "Портал-Credo.Ru"







также в рубрике ] мы: