О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Баптисты Самарской области сомневаются в эффективности принятой программы духовно-нравственного воспитания

  версия для печатиотправить ссылку другу
Баптисты Самарской области сомневаются в эффективности принятой программы духовно-нравственного воспитания
18 Сентября 2007

«Программа духовно-нравственного образования, готовившаяся втайне от других конфессий, как мне кажется, была принята без детального обсуждения. А нужно было бы ради межконфессионального мира хотя бы для видимости пригласить инославных. Я не думаю, что у РПЦ нашлись бы серьезные конкуренты», - так прокомментировал Заместитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов по Приволжскому региону, Старший пресвитер Объединения ЕХБ по Самарской и Ульяновским областям Виктор Семенович Рягузов принятие программы духовно-нравственного воспитания областным правительством в своей статье на сайте РС ЕХБ

Напомним, что в минувшую среду программа духовно-нравственного воспитания была принята Самарским областным правительством по настоянию губернатора области Владимира Артякова, несмотря на возражения уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой о том, что предлагаемые мероприятия подразумевают под собой только православную религиозную подоплеку. На реализацию программы предполагается потратить около 20 миллионов рублей из бюджета области.

«Я сомневаюсь, что какие-нибудь госпрограммы помогут нашему обществу преобразиться угодным Богу образом», - продолжил в своей статье Виктор Рягузов. Он называет для этого шесть причин.

1. Никакие программы не могут изменить людей, а только Бог: «Власти наши не знают, что только Святой Дух изменяет сердца, а не 20 миллионов рублей из карманов налогоплательщиков».

2. Государственная власть не может быть инициатором духовного пробуждения. Задача власти «наводить общественный порядок в стране, создавать справедливые законы, заботиться о самых обездоленных. Духовное пробуждение – задача духовных институтов, каковыми являются религиозные организации».

3. «Дореволюционный опыт православного воспитания страны, насколько мне известно, успешно провалился» - пишет пастор и ссылается при этом на выводы Лескова и Розанова, что «христианство на Руси еще не проповедано». «Если эта методология религиозного воспитания не оправдала себя в царские времена, как она оправдает себя сегодня, когда огромная часть молодежи развращена порнографией, пивом, криминалом? Разве в той программе что-то кардинально изменилось?»

4. Программы может привести к межконфессиональной напряженности, так как не учитывается мнение разных конфессий. Пастор приводит следующий пример: «Сын одного служителя нашей церкви попытался поспорить с учителем на уроке православной культуры и получил двойку. Мальчик ссылался на Писание, которого учительница не знала, и дабы пресечь инакомыслие, она влепила подростку двойку».

5. Не время тратить государственные деньги на оплату религиозных семинаров и конференций, когда столько много социальных проблем: «Очень многим людям не хватает лекарств, доступного жилья, денег на образование и отдых. Мы на первом месте в мире по числу самоубийств, абортов, алкоголизму. СМИ не стесняются доложить, сколько миллионов стоит депутатское кресло. Не знаю, будут ли правильно поняты на этом фоне сладкие речи о выдающейся роли церкви».

6. Пастор отмечает невежество властей в религиозных вопросах и в частности, в знании жизни евангельских христиан-баптистов: «Оказывается, мы приехали с Запада! И невдомек было спичрайтеру губернатора, что мы в России 140 лет, и не были завезены с Запада, что много полезного делаем для людей, что президент России в 2000 году наградил меня, орденом Дружбы».

В заключение статьи пастор отмечает негативную тенденцию в отношениях между государства к протестантам: «В начале перестройки власти приглашали на праздники представителей всех конфессий. Теперь живут по Есенину: «Не жалею, не зову, не плачу». Или негласные указания получены на сей счет, или были негласные советы духовных вождей. Мы не были избалованы вниманием чиновников, и забвение нас не задевает. Однако хотелось, чтобы дело не доходило до крайностей. Было бы лучше, если бы РПЦ стало действительно духовным лидером в стране, авторитет которого строился бы не на обилии земель и нефтяных скважин, не на симфонии светской и духовных властей, но на милосердной и смиренной любви. Ведь истинная церковь, как говаривали старообрядцы, не в бревнах, а в ребрах».

Ранее официальный сайт Российского Союза евангельских христиан-баптистов сообщал о том, что новый губернатор самарской области Владимир Артяков назвал баптистские церкви: «структурами, которые приезжают с Запада». Об этом он заявил на заседании областного правительства в среду 12 сентября. Заседание облправительства было посвящено плану мероприятий по духовно-нравственному образованию граждан на 2008-2012 годы, предусматривающий в том числе проведение конференций и лекций по основам православия в образовательных учреждениях региона.

В ходе заседания губернатор области Владимир Артяков отметил, что православная культура подразумевает не только религию, но также историю и культуру русского народа. "У нас сегодня нет основ духовно-нравственного воспитания! Зато есть структуры, которые приезжают с Запада. Их можно насчитать десятка три в регионе. Баптистские образования, новые религии, новые культуры. Что за этим следует? Наша молодежь бросается от наркомании к различным неформальным объединениям. И если мы не начнем с чего-то воспитание нашей молодежи, то мы вообще можем не достичь никаких высот", - сказал В.Артяков. Он подчеркнул, что работа по принимаемой программе сосредоточится на православной культуре, а значит, на исторических традициях России.

Необходимо отметить, что в Самарской области насчитывается около 500 духовных организаций, принадлежащих 30 разным конфессиям. 20 из них принадлежит к евангельским христианам-баптистам, которые существуют на самарской земле уже более столетия.

Отвечая на замечание уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой о том, что предлагаемые мероприятия подразумевают под собой только религиозную подоплеку, В.Артяков возразил, что "это не религиозные насаждения". "Человек придет в религию сам, если захочет. Если он будет к этому готов. Мы сегодня должны представить молодежи историю культуры нашего народа, чего мы не делаем, начиная от образовательных учебников, которые трактуют нашу историю по-разному, и заканчивая тем, что видят молодые люди на улице", - подчеркнул глава региона.

Уполномоченный предложила провести проект через общественную экспертизу. Однако представители православного духовенства настаивали на том, что документ "согласован со всеми заинтересованными организациями". Интересно, что в зале заседаний присутствовали и выступали в поддержку документа только представители православия. Другие 29 конфессий отсутствовали.

При этом глава области подчеркнул, что «речь идет не о религиозном характере программы, а о духовно-нравственном образовании граждан, особенно молодежи. И что особенно важно необходимость этой работы поддержана всеми религиозными конфессиями Самарской области».  В итоге губернатор воспользовался своим правом и настоял на утверждении документа, заявив, что в формулировке вопроса говорится только о мероприятиях и ничего не сказано о навязывании религиозных воззрений. "Если не мы объясним, то объяснят другие. Не так, как нужно обществу. А к чему это приведет - всем нам известно", - заявил губернатор.

Мероприятия программы духовно-нравственного образования граждан включают в себя проведение семинаров и круглых столов, научно-практических конференций, форумов педагогического сообщества, в том числе богословские просветительские семинары для учителей. Из областного бюджета на реализацию мероприятий в течение пяти лет будет выделено около 20 млн. рублей.

Источник: Baptist.org.ru

На фото: Церковь ЕХБ "Преображение", Самара.





также в рубрике ] мы: