О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обратился в Коптевский суд в связи с запретом книг турецкого богослова Саида Нурси

  версия для печатиотправить ссылку другу
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обратился в Коптевский суд  в связи с запретом книг турецкого богослова Саида Нурси
28 Мая 2007
8 мая уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин направил обращение в Коптевский районный суд г. Москвы, где идет вызывающее все больший резонанс у нас в стране и за рубежом «дело Нурси». В нем он просит федерального судью С.В. Митюшева со всей ответственностью и серьезностью подойти к процессу о запрете трудов выдающегося мусульманского богослова, чтобы не допустить «массовых нарушений прав и свобод» верующих и не поставить Россию в ряд «недемократических, тоталитарных государств».


Приводим обращение В. Лукина.

Уважаемый Сергей Викторович!


Ко мне поступило обращение Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в связи с рассмотрением в Коптевском районном суде г. Москвы заявлений Прокуратуры Республики Татарстан (от 24.04.2006г. и 24.04.2007г.) о признании 14 книг и брошюр С. Нурси в качестве экстремистской литературы.


Я внимательно ознакомился с представленными мне книгами С. Нурси, изданными в Москве на русском языке Культурно-образовательным фондом «Нуру бади» и другими материалами. Среди которых: многочисленные отзывы и заключения государственных органов ряда зарубежных стран, Организации Исламская конференция, известных мусульманских и светских образовательных учреждений, богословов, судебных экспертов, политических и общественных деятелей. Кроме того, имеются отзывы и обращения руководителей Центрального духовного управления мусульман России, Духовного управления мусульман Дагестана, российских мусульманских учебных заведений, правозащитных организаций, а также социально-психологические, исторические и религиоведческие экспертизы, выполненные сотрудниками учреждений Российской академии наук и известными учеными России, чьи авторитет, знания и научная добросовестность не могут быть поставлены под сомнение.


Во всех них отдается дань уважения личности и религиозно-просветительской деятельности Саида Нурси (1876-1966), который по праву входит в число виднейших знатоков и толкователей Священной книги мусульман Корана и чьи труды печатаются массовыми тиражами во всех мусульманских странах; подчеркивается высокое духовное значение творчества Нурси для современного исламского мира, включая и многомиллионных последователей Ислама в России; и отвергаются как безосновательные, надуманные и провокационные намерения отнести его книги к «экстремистской литературе», а автора обвинить в разжигании межрелигиозной вражды и в пропаганде религиозного превосходства мусульман.


По моему поручению специалисты (религиоведы и юристы) Отдела по защите свободы совести моего рабочего аппарата изучили и проанализировали содержание всех выше упомянутых материалов и пришли к однозначному заключению, что представленные в суд 14 книг и брошюр Саида Нурси являются религиозно-назидательной литературой. В их основе - разъяснение и толкование смысла и содержания сакральных обязанностей мусульманина перед Аллахом, изложенных в Коране, призыв воспитать в себе внутреннюю религиозную убежденность и веру в спасительные истины и принципы Ислама. В книгах и брошюрах нет какого-либо противопоставления граждан по признаку их мировоззренческого выбора (религиозного или нерелигиозного) и уж тем более - призывов к религиозной вражде и нетерпимости. Речь идет исключительно о религиозно-мировоззренческих ценностях и убеждениях и о необходимости для верующего человека понимать их, сохранять и отстаивать.


Мне известно, что, к сожалению, попытки объявить творчество Саида Нурси «экстремистским», а его читателей, распространителей и последователей зачислить в число «экстремистов», были и ранее. В частности, в Омском областном суде в мае 2005 г. рассматривалось уголовное дело в отношении гр. Д.Ш. Исабаева по факту издания и распространения им брошюры Саида Нурси «Плоды веры», возбужденное в 2004г. Прокуратурой г. Омска (ст.ст. 282, ч. 1 и 222, ч. 1. УК РФ). Однако Д.Ш. Исабаев был оправдан судом за отсутствием состава преступления и за непричастностью. Суд отметил, что ни органы предварительного расследования, ни государственный обвинитель не смогли представить убедительные данные, свидетельствующие о том, что брошюра С. Нурси содержит информацию, направленную на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, отношения к религии. Знаменательно, что на кассационную жалобу прокурора Омской области суд вынес частное определение. В нем указано, что «вся обвинительная деятельность по очевидно надуманным обвинениям вызвала возмущение значительной части мусульманского населения, исповедующего Ислам, и позволила наиболее радикальным ее лидерам утверждать, что мусульман преследуют исключительно за религиозные убеждения. И у них для этого, судя по итогам судебного разбирательства, были веские аргументы».


Из представленных мне материалов следует, что единственным «основанием» для отнесения книг и брошюр С. Нурси к разряду «экстремистских» является Заключение комплексной социально-психологической и психо-лингвистической экспертизы, проведенной сотрудниками Института языкознания и Института психологии РАН. Следует отметить, что практически все эксперты, привлеченные стороной защиты, указывают на отстраненность, абстрактность, отвлеченность и предположительность характера ее выводов и умозаключений, и что самое главное – отсутствие научного светского религиоведческого анализа содержания представленных суду религиозных книг и брошюр, с присущими им религиозными идеями, представлениями, толкованиями священных для мусульман текстов. В этих условиях спор может идти только о словах и понятиях, их восприятии отдельным человеком или группой лиц, но не о содержательной стороне вопроса и о решении поставленных перед экспертами задач. Думается, именно об этом же свидетельствует и тот факт, что тянущееся с марта 2005 г. уголовное дело в отношении «неустановленных лиц», собиравшихся для чтения и обсуждения трудов Нурси в городах Республики Татарстан, было в 2006 г. приостановлено в связи с тем, что «в ходе расследования не удалось добыть объективных данных, свидетельствующих о наличии у издателей, читателей и распространителей книг и брошюр Саида Нурси прямого умысла, направленного на возбуждение религиозной вражды и религиозной нетерпимости».


Воспринимая сложившуюся ситуацию в связи с рассмотрением заявлений Прокуратуры Республики Татарстан о признании 14 книг и брошюр С. Нурси в качестве экстремистской литературы, как имеющую особое общественное значение и задевающую интересы многомиллионного сообщества мусульманских организаций России, и в соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», обращаюсь к Вам с убедительной просьбой с особым вниманием и осторожностью отнестись к решению вопроса, затрагивающего религиозные права и свободы граждан и законно действующих религиозных организаций. Очень важно, чтобы под плохо обоснованным и бездоказательным предлогом борьбы с экстремизмом не допустить вмешательства в дела убеждений и веры миллионов граждан, которое может спровоцировать реальные массовые нарушения их прав на свободу вероисповедания и социально-религиозные конфликты в нашей стране, и тем самым избежать повторения практики запретов и гонений в отношении инаковерующих и инакомыслящих, свойственных недемократическим, тоталитарным государствам.


С уважением, В. Лукин.

Источник: Институт религии и политики, http://www.i-r-p.ru/page/stream-document/index-13204.html

На фото: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин.





также в рубрике ] мы: