О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Нельзя обойтись без федерального ведомства по делам религий, если в каждом регионе чиновники уже по-своему строят отношения государства и конфессий

  версия для печатиотправить ссылку другу
 Нельзя обойтись без федерального ведомства по делам религий, если в каждом регионе чиновники уже по-своему строят отношения государства и конфессий
30 Января 2007
Государственное ведомство по делам религий сможет стать основой реального социального партнерства власти и конфессий, действующих в стране, а поэтому Славянской правовой центр поддерживает инициативу зампреда объединенной комиссии при Совете Федерации по национальной политике и отношениям государства с религиозными организациями Владимира Слуцкера о необходимости создания отдельного ведомства по религиозным вопросам, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Как подчеркнул Владимир Слуцкер, проблема уже назрела, что показывает деятельность комиссии в рамках Совета Федерации, созданной по инициативе спикера Сергея Миронова.

Дискуссия вокруг постоянно обсуждаемых в прессе предложений по созданию нового органа, который бы занимался религиозной проблематикой, продолжается уже много лет. Славянский правовой центр всегда выступал за то, чтобы конкретное ведомство более четко, чем в настоящее время, определяло приоритеты и принципы государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. Комиссии, советы, отделы и департаменты, которые занимаются только взаимоотношениями власти и конфессий, существуют в большинстве регионов России. Ситуация, когда на федеральном уровне нет единого ведомства, которое бы служило связующим звеном между властью и религиозными лидерами, ненормальна. В то время, как федеральная власть в центре никак не обозначает себя в религиозной сфере и не имеет продуманной политики, на местах часто творится произвол. Это является признаком слабости центральной власти в этой области общественной жизни.

Безусловно, новое ведомство не должно напоминать Совет по делам религий, действовавший в эпоху Советского Союза. У органа, который занимается религиозными вопросами, не может быть карательных по отношению к религиозным объединениям функций. Сотрудники такого ведомства должны осуществлять не жесткий контроль, они обязаны занимать принципиальную позицию по соблюдению конституционных прав верующих и российского законодательства в области религии. Кроме того, в новый государственный орган должны войти не только чиновники, но и эксперты, хорошо знающие конкретные проблемы религиозной жизни страны. Квалифицированная оценка тех или иных событий, экспертиза – это то, чего сейчас остро не хватает для разрешения религиозно-общественных проблем, споров и даже бурных столкновений, возникающих в области образования, культуры, защиты собственности конфессий, передачи памятников культуры, межрелигиозных конфликтов. Жалобы на недобросовестных и невежественных чиновников наиболее часто слышны от верующих, и с этим положением мириться нельзя.

Одним из основных результатов работы ведомства по религиозным делам должно стать прочное социальное партнерство государства и конфессий. О необходимости развивать практику взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ заявлял глава Администрации Президента РФ Сергей Собянин во время заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями 13 декабря 2006 года. В частности Собянин подчеркивал, что «религиозные институты являются значимой частью гражданского общества и направлений для взаимодействия здесь достаточно», тем более, что религиозные организации способны внести заметный вклад в профилактику нетерпимости, а также упрочение гражданского мира и согласия при решении проблем, связанных с проявлениями ксенофобии и экстремизма.

Во всех странах СНГ (кроме Грузии и Российской Федерации) существуют государственные комитеты либо министерства по делам религий. Подобные ведомства существуют также и в европейских государствах. Отсутствие такого органа в России – это отнюдь не проявление силы, а, наоборот, свидетельство слабости. В условиях, когда возникают такие явления как религиозно мотивированный экстремизм, терроризм, оголтелая ксенофобия, существование подобного ведомства по делам религий необходимо.





также в рубрике ] мы: