О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Комиссия по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия) решила искоренить евангельское христианство как "пятую колонну"

  версия для печатиотправить ссылку другу
 Комиссия по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия) решила искоренить евангельское христианство как "пятую колонну"
18 Января 2007
Межведомственная комиссия по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия) заняла агрессивную позицию в отношении всех религиозных меньшинств региона, а ее представители не скрывают того, что они намерены поддерживать только Православную церковь в республике. Об этом в интервью пресс-службе Славянского правового центра заявил заместитель руководителя Ассоциации церквей евангельских христиан республики Валентин Никоненко. По его словам, о том, что «сектанты» лишь раскалывают общество и будто бы действуют в согласии с политикой США в своих выступлениях и интервью говорили как заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия), руководитель Департамента по делам народов и федеративным отношениям А.В. Мигалкин, так и ответственный секретарь комиссии Афанасий Николаев.

Еще в мае 2006 года в газете «Якутия» было опубликовано интервью с А. А. Николаевым, в котором он отмечал, что появление неправославных церквей связано «со стремлением ряда иностранных государств, в первую очередь США, укрепить свои позиции в России и ослабить нашу страну, расколоть ее население по религиозному признаку путем создания своеобразной «пятой колонны», нетрадиционных религиозных организаций протестантов, католиков, новых религиозных движений». Свою ксенофобскую позицию Афанасий Николаев объясняет так: « В 80 — 90-е годы ХХ века геополитика начинает пониматься как контроль над пространством. Он бывает политический, военный, цивилизационный, коммуникационный, демографический, информационный. Этот контроль связан с культурно-религиозными факторами, которые составляют основу цивилизационной формы контроля. Ключевую роль в борьбе за его установление через религию играет миссионерская деятельность. Миссионеры — это представители христианских религиозных объединений, которые призваны евангелизировать, распространять христианское учение, основывать новые церкви».

В связи с этим ответственный секретарь Комиссии А.А. Николаев подчеркивает опасность уже возникших в Якутии неправославных организаций: «В 1992 году в Министерстве юстиции РС(Я) были официально зарегистрированы пять организаций евангельских христиан-баптистов. На начало 2006 года на территории республики действовали уже 176 религиозных объединений протестантов, католиков, новых религиозных движений. То есть за 14 лет численность этих организаций увеличилась в 35 с лишним раз». В той же публикации в официальной газете «Якутия» Афанасий Николаев опубликовал список «деструктивных сект», среди которых были отмечены, помимо новых религиозных движений, практически все пятидесятнические церкви и крупные объединения Якутии. Более того, в статье содержался призыв сообщать об их деятельности в Департамент по делам народов и федеративным отношениям.

В конце 2006 года резкой критике со стороны Комиссии подверглись уже не только пятидесятники, но и евангелисты – представители Ассоциации церквей евангельских христиан республики. 31 октября главы протестантских церквей обратились к президенту Якутии по поводу проведения 24-25 октября 2006 года церковной научно-практической конференции «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона». В обращении на имя президента республики Вячеслава Штырова лидеры евангельских объединений выразили свое возмущение по поводу активного участия государственного аппарата в конференции, где звучали антиконституционные призывы бороться с «сектами» и миссионерами, вводить «Основы православной культуры» в школах, а антисектантская политика объяснялась необходимостью соблюдения «духовной безопасности». Обращение протестантских церквей подписали глава Ассоциации церквей евангельских христиан М.П. Трубчик, глава Совета церквей христиан веры евангельской» Федосеенко В.В., глава Церкви христиан адвентистов седьмого дня М.В. Авраменко и руководитель регионального объединения Российской Церкви христиан веры евангельской Д.Н. Петров.

Реакция властей на письмо евангельских верующих оказалась неожиданной. 27 ноября 2006 года руководитель Департамента по делам народов А.В. Мигалкин в официальном ответе членам протестантских церквей обвинил их в том, что евангельские верующие сами оказывают давление на органы власти и дискредитируют «традиционную» религию, то есть православие. А уже 5 декабря 2006 года Федеральной регистрационной службой была проведена проверка Ассоциации церквей евангельских христиан Республики Саха (Якутия). При этом Ассоциацию незаконно попытались проинспектировать сотрудник республиканского Управления ФСБ Н.Н. Игнатьев и сотрудник департамента по делам народов и федеративным отношениям Якутии И.И. Прокопьев.

Появление публикаций о ситуации в Якутии на сайте Славянского правового центра вызвало откровенный гнев со стороны ответственного секретаря Комиссии А.А. Николаева. 14 декабря 2006 года в интервью интернет-газете «В Якутии.ру» Николаев стал бросать в адрес протестантских лидеров Якутии такие спекулятивные обвинения, с которыми они не сталкивались даже в советские годы. По словам Николаева, протестантские церкви «раскалывают население по религиозному признаку и фактически реализуют установку, которую в свое время давал Адольф Гитлер. А он давал такую директиву, что нужно поощрять всякие формы разъединения и содействовать появлению в каждой узкой деревне самых разных религиозных сект». Де факто Николаев заявил о том, что любые обращения в прессу по поводу притеснения якутских верующих, должны рассматриваться как «помощь врагам России». Афанасий Николаев отмечает: «Дело в том, что все подобные обращения по всему миру фиксируются в Госдепартаменте США. И на основе таких вот жалоб и обращений американцы предъявляют конкретным странам, особенно России и Китаю, различные требования, вплоть до политических и экономических санкций».

Радикальная политика, которую стала проводить Комиссия по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия), стала полной неожиданностью для протестантов, заявил в интервью пресс-службе СПЦ один из лидеров Ассоциации церквей евангельских христиан республики Валентин Никоненко. По его словам, он приехал в республику в 1990 году, когда в Якутии не было почти никаких церквей, и тогда у протестантов были хорошие отношения с предыдущим епископом Якутским и Ленским Германом. С епархией РПЦ МП евангелисты делились Библия на якутском языке, которые они получали из Института перевода Библии. С новым епископом Якутским Зосимой уже никаких встреч и бесед, как с владыкой Германом, не было. Как отметил Никоненко, странно слышать обвинения в том, что у протестантских объединений в республики, в частности у Ассоциации, есть какой-то зарубежный центр. Дело в том, что Ассоциация церквей евангельских христиан создана российскими миссионерами, она является республиканской организацией, чисто якутской, и не входит ни в какой даже российский союз. По мнению Никоненко, обвинения якутских христиан в осуществлении планов Гитлера – это и есть проявление ксенофобии и разжигания ненависти со стороны государственного чиновника. Исходя из высказываний чиновников о неправославных религиозных организациях, отметил Никоненко, непонятно кого приглашает на свои заседания Комиссия, с кем она сотрудничает, кроме православной епархии. Протестанты же всегда открыты для диалога.

По словам сопредседателя Славянского правового центра адвоката Анатолия Пчелинцева, странно, что люди, которые занимают столь ответственный пост как Афанасий Николаев (который к тому же является кандидатом исторических наук), сами сеют вражду в обществе и распространяют ксенофобские идеи вместо того, чтобы объективно оценивать религиозную ситуацию в Республике Якутия.





также в рубрике ] мы: