О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Мониторинг СМИ. Роман Лункин, Роман Маранов. СЕГОДНЯ ДАРВИНА НЕ ЛЮБИШЬ, А ЗАВТРА РОДИНУ ПРОДАШЬ! В Перми теория происхождения человека стала поводом для мести профессору-протестантке со стороны властей

  версия для печатиотправить ссылку другу
Мониторинг СМИ. Роман Лункин, Роман Маранов. СЕГОДНЯ ДАРВИНА НЕ ЛЮБИШЬ, А ЗАВТРА РОДИНУ ПРОДАШЬ! В Перми теория происхождения человека стала поводом для мести профессору-протестантке со стороны властей
31 Января 2007
Те, кто изучают биологию или анатомию в школах и институтах, вряд ли задумываются над тем, к чему может привести изучение той или иной научной теории. От преподавания исключительно теории Дарвина страдает не только профессура – петербуржская школьница Мария Шрайбер, которая вместе со своим отцом Кириллом Шрайбером через суд требует запретить преподавание на уроках биологии в школе теории Дарвина как доминирующей, ушла из школы и даже уехала в Доминиканскую республику. Маша Шрайбер сочла, что ее религиозные чувства были оскорблены. В Перми произошел еще более уникальный случай прямого осуждения профессора за дискуссию о происхождении видов и самого человека, фактически за научную дискуссию – вероятно, первый с тех пор, как закончилась борьба с учеными-генетиками в сталинскую эпоху.

30 октября 2006 года профессор Надежда Гаряева, заведующая кафедрой анатомии человека Пермской государственной медицинской академии (ПГМА), принимала участие в семинаре секции "Общество. Наука. Медицина" Студенческого научного общества (СНО) на тему: "Происхождение человека: правда и вымысел". В рамках семинара студенты-старшекурсники делали доклады – всего в тот на нем день присутствовало 12 студентов. Излишне говорить, что подобные семинары – дело сугубо добровольное и, в отличие от обязательных для всех лекций, на них приходят те, кому действительно интересна заранее объявленная тема. Однако в тот день на семинар пришли не только студенты, но и два заместителя декана, проявив неожиданное любопытство к данной теме.

После того, как были представлены четыре доклада "Эволюция и реабилитация Чарльза Дарвина", "Основные теории происхождения видов", "Эволюция человека: за и против", "Креационная теория происхождения человека", профессор Гаряева, подытоживая доклады, предложила студентам не принимать слепо на веру теорию Дарвина как нечто единственное и неоспоримое, а учиться мыслить критически и смотреть на происхождение человека с разных сторон, в том числе и с точки зрения креационной теории. Естественно, ни о каком упоминании конкретных религиозных организаций или религиозной агитации не было сказано ни слова. На этом семинар закончился, но это было лишь начало…

В течение следующего месяца несколько студентов, присутствовавших на том семинаре, были допрошены заместителем ректора академии по безопасности. В ходе допросов (а иначе это не назовешь), у студентов пытались получить какие-нибудь негативные сведения о Гаряевой и намекали на то, что посещать такие семинары не следует.

Далее, 26 декабря 2006 года, ректор ПГМА И.П. Корюкина объявляет Гаряевой выговор и называет ее поведение "аморальным", а взгляды профессора - "псевдохристианскими". История с выговорами в адрес ученого, широко освещаемая в пермских СМИ, стала загадкой для местной общественности. Осталось непонятным: "За что?"

Между тем, череда обвинений в адрес профессора Гаряевой может быть объяснена как месть за ее общественную деятельность. Дело в том, что преподавательница входит в Духовный совет Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) "Новый Завет". Она участвовала в переговорах с администрацией Пермского края о приобретении у ОАО "Мотовилихинские заводы" бывшего Дворца культуры имени Ленина. "Портал–Credo.Ru" неоднократно писал об этом скандале
(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=35116&type=view,
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=46320&type=view,

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=49844&type=view,
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=50551&type=view,
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=51138&type=view) когда краевая администрация пыталась изъять у епархии приобретенный на законных основаниях Дворец культуры. Судебная тяжба, длившаяся более года, потребовавшая вмешательства юристов Славянского правового центра, закончилась не в пользу администрации. Совпадение, но вице-губернатор, курировавший этот вопрос, был уволен после того, как стало ясно, что администрация проиграла это дело.

Как отметила Надежда Гаряева в интервью пресс-службе Славянского правового центра, ее участие в этом деле было обусловлено желанием сделать благое дело для церкви, а не стоять в стороне, когда действительно была нужна помощь. При этом, по словам Гаряевой, она вполне осознавала, что ее имя будет внесено в "черный список", и для представителей органов власти она не останется незамеченной. Однако последствия смелых поступков преподавателя, которая проявила свою христианскую гражданскую позицию, поразили общественность.

Выговоры, один за другим, последовали в отношении Гаряевой в конце 2006 года, когда окончательно стало ясно, что администрация Пермского края проиграла свой спор с епархией ХВЕ вокруг Дворца культуры, и это здание уже стало собственностью пятидесятнической епархии и церкви "Новый Завет". 13 декабря ректор ПГМА И.П. Корюкина объявила профессору Гаряевой выговор за участие в рекламном ролике Церкви ХВЕ "Новый Завет", который транслировался в эфире местной телекомпании "Рефей-Пермь". 26 декабря 2006 года последовал выговор за участие в научном студенческом кружке, посвященном теме происхождения человека.

Для Надежды Гаряевой и тех, кто ее поддерживает, очевидно, что за ректором ПГМА стоит администрация края, которая лоббировала ее кандидатуру во время "выборов" рукововдителя медицинской академии, а также помогла в 2006 году избраться в депутаты Законодательного собрания Пермского края от партии "Единая Россия". Кроме того, в мае 2007 года предстоят выборы на должность заведующего кафедрой и именно с желанием убрать Н. Гаряеву с этой должности, она связывает эти выговоры.

По признанию самой Н. Гаряевой, теориям происхождения человека во время общих лекций посвящалось буквально несколько минут: студенты сами, отвечая на вопросы преподавателя, раскрывали суть, как дарвинистской теории эволюции, так и креационизма. Тем более, что уже почти никто из российских и западных ученых не придерживается теории Чарльза Дарвина именно в том виде, в каком она появилась в ХIX веке и была опубликована в его книге "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". Под теорией эволюции понимается постепенная эволюция различных видов, которая, в конце концов, привела к появлению человека. Сторонники креационизма полагают, что человек был, согласно тексту Библии, создан Богом и сразу сотворен совершенным, тем более что, по мнению Гаряевой, нет прямых доказательств того, что человек произошел от обезьяны, и нет доказательств того, что один вид может постепенно эволюционировать в другой. Таким образом, обсуждение, как проблем эволюции, так и антропологии в целом, происходит на занятиях Студенческого научного общества в научном ключе.

Сложно отрицать, что теория креационизма, конечно, во многом обусловлена христианскими взглядами, то есть религиозным мировоззрением. Однако официальная точка зрения Министерства образования и науки РФ отличается от взглядов и предпочтений ректора ПГМА Ирины Корюкиной. Как отметила в интервью пресс-службе СПЦ главный специалист департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Елена Романова, министерство не выступает за преподавание креационистской теории, но и не препятствует существованию вариативных курсов, которые, вместе со светской линией, дают также представление о других теориях, в том числе и о креационизме, не объявляя его единственно правильным вариантом.

Кроме того, по словам Елены Романовой, министерство полностью поддерживает рекомендации Общественной палаты РФ по поводу преподавания религиозной культуры в каких-либо формах. Одно из предложений подчеркивает важность преподавания на вариативной основе: "…учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений … учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе".

Может возникнуть впечатление, что ректорат академии старается соблюсти ее светскость и безрелигиозность ради занятий "чистой наукой" и выговоры связаны лишь с принципиальной позицией руководства, но это утверждение также не соответствует истине. 26 декабря 2006 года, то есть в те же дни, когда профессору Надежде Гаряевой выносились выговоры, на кафедре профзаболеваний ПГМА проходила межвузовская научно-практическая конференция "Роль духовности в профессиональном становлении врача". Значительное внимание во время конференции было уделено роли православной духовности в воспитании студентов – будущих врачей. Стремление преподавателей ПГМА к духовности оставляет надежду на то, что далеко не все из них считают взгляды и поступки Надежды Гаряевой "псевдохристианскими".

Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru, 31-01-2007.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=558





также в рубрике ] мы: