О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Суд над общиной. В Мордовии полиция сама решает открывать или закрывать мечеть

  версия для печатиотправить ссылку другу
Суд над общиной. В Мордовии полиция сама решает открывать или закрывать мечеть
6 Сентября 2016

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал ситуацию в Мордовии, где власти по собственной инициативе создали новую мусульманскую организацию и собираются передать ей действующую мечеть. Имам мечети оштрафован по ч. 1 ст. 5.26 КоАП РФ.

В российской судебной практике есть масса примеров, когда нарушаются и игнорируются правовые нормы. Но в религиозной сфере ситуация резко ухудшилась именно в 2016 году. Произошло это после того, как в последние годы были внесены изменения в Закон о свободе совести, особенно в рамках пакета Яровой, когда под контроль была поставлена любая миссионерская деятельность. У представителей светской власти сложилось ощущение, что они могут управлять религиозными объединениями по своему желанию.

В полной мере об этом свидетельствует ситуация в Мордовии в райцентре Лямбирь. В этом поселке 31 августа 2016 года председатель мусульманской общины «Иман» Руслан Максимов был оштрафован судом на 50 тысяч рублей по ч. 1 ст. 5.26 КоАП РФ (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания).

Поводом для такого наказания стало, как это ни странно звучит, празднование окончания месяца Рамадан. Мусульманская организация «Иман» объявила о решении провести праздничный намаз 6 июля вместо 5 июля (согласно лунному календарю, это празднование может происходить в разные дни, в разных странах также даты могут отличаться). Инициатива проведения праздника 6 июля исходила не от имама Сайфуллова, а от муфтия Мордовии Исхакова, которому канонически подчинена мечеть.

Недовольные прихожане (около 15-20 чел.), которые решили во что бы то ни стало отпраздновать окончание Рамадана 5 июля, устроили скандал, рвались в закрытую мечеть с 6 утра, когда она была еще закрыта. На место приехали имам-хатыб Рашид Сайфуллов и председатель общины Руслан Максимов, которые сами вызвали полицию.

Мусульмане, поступавшие как добропорядочные граждане, не могли предполагать, что представитель полиции встанет на сторону небольшой группы, желавшей прорваться в мечеть. По свидетельству самих верующих, полицейский вел себя вызывающе и грубо, приказал открыть дверь. По словам членов общины «Иман», группа людей действовала по приказу начальника районной полиции Воробьева, который собирался лично взломать двери мечети и требовал принести ему инструменты. Перед тем, как открыть мечеть, начальник полиции звонил оперуполномоченному УФСБ, и тот якобы сказал: «Считайте, что мечеть бесхозная, делайте, что хотите».

Имам и председатель общины открыли дверь и пустили туда недовольных. Имам был готов прочитать молитву. Но и на этом инцидент не был исчерпан. Имама Сайфуллова, Руслана Максимова и дежурного из мечети четыре часа держали в отделении полиции, не пуская к ним адвоката. Это значит, что полицейские сами не дали имаму провести молитвенное собрание в мечети.

Протокол об административном правонарушении был составлен только 15 августа, хотя, как правило, он составляется немедленно. Адвокат Анатолий Пчелинцев так прокомментировал для Центра «Сова» ситуацию в Лямбире: «Возможно, протокол был составлен так поздно, поскольку проводилось административное расследование. К делу подключилось Управление ФСБ, которое опросило 18 человек. Жалоба на действия правоохранительных органов, которую отправили в прокуратуру мусульмане, был направлена прокурором в Центр по борьбе с экстремизмом в МВД, а оттуда в то же отделение полиции Лямбиря». В итоге мировой суд принял решение оштрафовать председателя общины Руслана Максимова.

Решение суда, как отмечает А. Пчелинцев, является явным и неприкрытым вмешательством во внутренние установления религиозной организации «Иман». Руководители мусульманской организации имели полное право устанавливать дни и время молитвы, и государство не может навязывать объединению свои правила. В России уже были прецеденты, когда в суд подавали граждане, которых не пускали в православный монастырь без определенной одежды (женщины в платках и в юбках, мужчины в брюках, а не в шортах и т.д.). Суд признавал, что требования монастыря – это внутренние установления церкви, на которые она имеет право.

Надо особо подчеркнуть, что Сайфуллов готов был провести службу, чтобы снять конфликт, но его, Максимова и Аюпова (дежурного в мечети) задержали и доставили в ОВД, где продержали 4 часа и не не пускали пускали к ним адвоката Марата Ашимова, чем грубо нарушили право на защиту, подчеркнул адвокат Анатолий Пчелинцев.

Конфликтная ситуация в Лямбире была создана исключительно сотрудниками правоохранительных органов, отметил Пчелинцев. В Республике Мордовия и так в настоящее время отсутствует какая-либо гармония государственно-церковных отношений в связи с инцидентом в Белозерье, где девочкам также в грубой недопустимой форме запрещали приходить в школу в мусульманских платках. Наказание председателя общины Сайфуллова из-за группы непонятных людей, рвавшихся в мечеть – это чудовищная несправедливость, решение, не основанное на законе. Полицейские вели себя топорно, грубо, непрофессионально, подчеркнул адвокат.

В процессе расследования этого инцидента при участии властей произошло еще одно событие, которое сделало конфликт не временным, а постоянным. Администрация района созвала собрание граждан, где заместитель главы районной администрации Руслан Батеряков объявил о том, что в Лямбире создается новая мусульманская организация. Именно ей администрация собирается передать мечеть.

Глава Духовного Управления мусульман Республики Мордовия муфтий Илдуз-хазрат Исхаков выступил с заявлением по поводу произошедшего собрания и создания второй общины. По словам муфтия, «многие присутствующие в зале выразили несогласие и возмущение этому, мотивируя тем, что это приведет к расколу и еще больше обострит ситуацию. Особое возмущение вызвало у присутствующих вмешательство должностных лиц в религиозные дела мусульманского сообщества села. Российские законы не запрещают создавать хоть два, хоть двадцать религиозных организаций в каждом селе, но зачем это делать на собрании граждан? Какие-то силы пытаются настроить население села Лямбирь против прихожан мечети, где уже на протяжении многих лет сохранялось стабильность и согласие…. Мы надеемся, что соответствующие органы сделают из данной ситуации правильные выводы и не допустят раскола в мусульманском сообществе самого большого татарского села нашей республики».

Представители мусульманского сообщества довольно осторожно высказывались по поводу истинных причин произошедшего события. В Духовном управлении и в общине «Иман» говорят об антиисламских силах в целом и о стремлении небольшой группы людей, поддерживаемых властями, захватить мечеть. Дело в том, что земля под зданием находится у общины в аренде, а оформить право собственности на здание мечети общине не удается уже на протяжении нескольких лет. Сама мечеть была открыта в 1998 году и входит в Духовное управление мусульман РФ. Но с 2015 года, как отмечают сами верующие, ведется кампания для того, чтобы лишить мусульман права собственности на мечеть. Вначале общине отказали в регистрации прав собственности из-за того, что нет разрешения на строительство, затем отказали в регистрации как самовольной постройки. А в апреле 2015 года Верховный суд Республики Мордовия принял решение отказать в жалобе мусульманской общины на отказ властей оформить их права на здание мечети.

По мнению верующих, мечеть хотят отдать группе, которая зарегистрирует ее в рамках Центрального духовно управления мусульман России, то есть другой общероссийской исламской организации. Сильная мусульманская община «Иман» не устраивает правоохранительные органы, которые также не хотят превращения Лямбиря в процветающий и образцовый, но чисто мусульманский поселок, живущий по своим правилам, каким, к примеру, является известное мордовское село Белозерье.

источник: СОВА





также в рубрике ] мы: