О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Ответы религиоведа Романа Лункина на вопросы веб-конференции

  версия для печатиотправить ссылку другу
Ответы религиоведа Романа Лункина на вопросы веб-конференции
29 Июля 2016

Роман Николаевич Лункин, родился 13 июня 1976 года. Российский религиовед, журналист и публицист, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, кандидат философских наук. Защитил диссертацию на тему: «Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России». Является автором многотомных изданий «Атлас современной религиозной жизни России» и «Современная религиозная жизнь России», а также статей об отношениях Церкви и государства, обобщественно-политической роли евангельских церквей в России и СНГ.

В 1998 году окончил исторический факультет Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова.

С 1995 по 1998 годы являлся внештатным авторомобщественно-политического еженедельника «Русская мысль».

В 1998-1999 годах - сотрудник Христианского церковно-общественного канала радиостанция «София», ведущий программы «Исторический календарь».

С 1998 года по 2000 гг. работал корреспондентом Кестонской Службы Новостей и журнала "Фронтиер".

Кроме того, с 1998 года по сегодняшний день является членом русской команды Кестонского Института (Оксфорд, Англия) и сотрудником проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" (руководители — каноник Майкл Бурдо и проф. Сергей Филатов).

В 2001-2002 годах редактор и ответственный секретарь общественно-политического еженедельника для федеральных округов «Наша общерегиональная газета».

В 2002-2003 годах - редактор-корреспондент службы информации телекомпании «3-й канал» (ОАО ТРВК «Московия»), корреспондент программы «Главная Тема».

С 2004 года – автор, корреспондент и затем обозреватель информационно-аналитического сайта о религии, культуре и политике «Портал-Сredo.ru».

С 2005 года - ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, заместитель главного редактора журнала "Современная Европа". С 2006 года - ответственный редактор журнала "Религия и право".

С 2011 года – президент Гильдии экспертов по религии и праву, главный редактор информационно-аналитического портала «Религия и право».

Автор более сотни научных работ по социологии религии и общественно-политической проблематике на русском и иностранных языках, более сотен статей на религиозно-общественную и правозащитную тематику, связанную с защитой свободы совести и религиозной свободы в России.

Задавать вопросы можно в поле для комментариев. Веб-конференция проходит до 17 июля.

ВНИМАНИЕ! Провокационные, некорректные, оскорбительные вопросы, а также реплики без вопросов и диалоги между пользователями - будут удалены

Использование материалов веб-конференции в любом виде запрещено (с)

Что скажете о законе Ириной Яровой? Чем лояльнее Российские протестанты к власти, тем их власть меньше любит. (tulip)

В современной России, как это ни странно прозвучит, лояльность или нелояльность религиозных общин, движений и союзов ничего не меняют в жизни в верующих и конкретных церквей. В отличие от советского времени нынешние чиновники и политики не требуют абсолютной лояльности и не карают за ее отсутствие. Наказание получают только те, кто посмел встать в радикальную оппозицию к власти, и сделал это публично. Российские церкви баптистов, адвентистов, пятидесятников, евангелистов существуют вполне спокойно, если вокруг них «мертвая тишина», ничего не происходит. С 2015 года протестантов вытеснили уже даже и из тюрем и колоний, запретив им там работать с формулировкой – «там нет ваших верующих». На очереди – ребцентры для наркозависимых.

В случае худшего сценария, если подпишут изменения по "пакету Яровой" как нужно действовать церквям? Рассматриваете ли вы такой сценарий и стратегию действий? (Digger)

Стратегия действия в случае применения Закона Яровой пока выработана только теоретически. Например, адвокаты Славянского правового центра предложили жестко обозначить определение миссионерской деятельности, согласно этому закону. Чтобы только совокупность признаков указанных в законе считалась миссионерством, а за личные свидетельства граждан привлечь было нельзя. Но у многих религиозных движений (протестантов и мусульман) не было единой стратегии действия и раньше, когда в 2000-е годы власти поставили их под контроль. Сейчас уровень произвола в каждом регионе будет разным. В теории адвокаты будут защищать верующих, исходя из своих представлений о миссии, но что будет в головах у судей и прокуроров, мы не знаем. К массовому применению Закона Яровой вообще никто из церквей не готов.

Роман Николаевич, как считаете "пакет Яровой" разрабатывался целенаправленно против протестантов, а иммеет только антитеррористический вид? Такой вопрос у меня возник, так как у меня есть информация что против протестантизма в России, использовались уже проекты ранее, с использованием СМИ. (Володя Варанкин)

Против евангельских церквей использовались антисектантские кампании в масс-медиа, снимались фильмы и сюжеты, где баптистов, пятидесятников, адвентистов представляли сумасшедшими мошенниками, а теперь и иностранными агентами. Из протестантов в России не трогают только лютеран. Законы, которые приняты сейчас (о миссии и фактической регистрации религиозных групп), направлены против любого иностранного влияния в христианстве и исламе. Главным образом, Закон Яровой ударит по протестантам, поскольку затрагивает домашние группы и личную веру каждого. Мусульман все-таки уже много лет запугивают с помощью антиэкстремистской политики. Мое мнение – в течении нескольких лет власти в той или иной степени постараются также запугать евангельских верующих, кого-то лишить Дома молитвы, кого-то разорить, заставить жить только в пределах своей территории. Затем все отменят, но православные будут думать, что таким образом они предотвратили Реформацию в России.

Согласны-ли вы что в России существует и навязывается государственными СМИ идолопоклоннический культ личности Путина и Великой Победы с Православием на заднем фоне, не связаны-ли Поправки Яровой с попыткой навязать народу указанные культы как единственные вместо христианства?(alicoc)

Культ Великой Победы с Православием в каком-то смысле – естественное явление в российской культурной и общественной жизни. В массовом сознании ценности победы в войне и православия как некоего символического образа являются фундаментом патриотизма, гордости за свою страну и свою жизнь, большая часть которой прожита у многих в советский период. В СССР больше нечего вспомнить по большому счету, кроме победы. Ничего другого столь личного нет ни у одной семьи. А настоящим идолопоклонническим культом, скорее, является поклонение государству, как высшей ценности.

Будут в ближайшее время проводиться практические семинары “как не попасть в неприятности” из-за принятых поправок? (П.Р)

Такого рода практические семинары будут проводиться регулярно и Славянским правовым центром, и Центром «Сова» и Гильдией экспертов по религии и праву. Уже летом 2016 года проедено три семинара. Осенью мы накопим вопросы и будем проводить новые. Я отвечаю за тему присутствия церквей в СМИ и сети Интернет, и готов по этим вопросам давать консультации.

Получается, что несколько человек не может собрать дома для молитвы? Есть ограничение по количеству собираемых людей?

Пока что в России нет жестких ограничений на собрания верующих в частных домах. Не содержится в законодательстве и норм о количестве людей, которые могут собираться. Но российские политики движутся в сторону среднеазиатского варианта религиозной политики, когда любая молитва на дому – это обыск, проверка и штраф. В Законе Яровой ясно написано, что в жилых помещениях запрещается миссионерская деятельность, кроме обрядов. Это означает, что лучше не обращать в жилых помещениях неверующих, особенно, если они могут оказаться провокаторами (как это выяснить – неизвестно). Законодательное собрание Ингушетии внесло проект об обязательной регистрации религиозных групп. Новая Госдума будет рассматривать этот проект. В случае его принятия тех, кто не зарегистрировался, можно будет, скорее всего, штрафовать за незаконную миссионерскую деятельность.

Могу ли я лично на улице говорить евангелие людям согласно законодательства?

Личное выражение своих религиозных взглядов гарантируется Конституцией России. Главное, делать это корректно, и лучше не признаваться, что миссии вас побуждает ваша церковь, а то и церковь могут привлечь по Закону Яровой и оштрафовать. Но я думаю, что полиция постарается оштрафовать и гражданина за проповедь. Такие эпизоды надо оспаривать в судебном порядке.

Некоторые люди воспринимаю нынешние реформы как возврат к СССР, если на ваш взгляд тенденции такие? Что стоит взять из СССР? (Виктор)

И правда, то, что сейчас происходит в России напоминает позднее советское время. Тогда с религией в целом уже не боролись, но церкви должны были знать свое место и не выходить на улицу из своих домов. Отличие от времен СССР в том, что христианские церкви, мусульмане в России по существу обладают намного большей силой, чем сама власть. Они просто эту силу не используют. Иногда кажется, что страна живет под гипнозом.

Нужно ли похоронить Ленина? Может ли его труп в мавзолее и стена с “мощами” героев духовно влиять на ситуацию в стране? (Брат Андрей)

Мне не верится в такие магические вещи, как влияние трупов на судьбы страны. Конечно, неприятно, что преступник и недоучка, довольно эксцентричный и неуравновешенный, лежит на Красной площади. Рано или поздно это произойдет. Для кого-то похороны Ленина будут символическим событием, «снятием проклятия», для христиан – это похороны рядового грешника, принесшего массу горя людям.

Были ли в других странах похожие ситуации, как с “пакетом Яровой”? Как их решали? (Свят)

Во многих государствах Европейского Союза есть похожие положения, такие же как в Законе Яровой – регистрация религиозных групп, правила публичной миссионерской деятельности. Однако в настоящее время, по крайней мере, европейские законы в отдельных странах не сопровождаются ксенофобией, борьбой с иностранным западным влиянием и приезжими миссионерами. Даже при наличии исторической конфессии, которую поддерживает государство, приоритетом остается Конституция и Европейская конвенция по правам человека. Это означает, то если вы прилично себя ведете и не нарушаете права других, то вам никто и слова не скажет.

Первая ласточка принятия закона Яровой в действии? http://www.interfax.ru/russia/517733 (tulip)

Американский пастор Джеймс Фрэнсис Малкахи был задержан не по Закону Яровой, а в рамках обычной практики спецслужб по депортации иностранных миссионеров. Которые стали проявлять какую-либо активность.

Как вы считаете, ситуация с "пастором" из Самары, может ли быть использована против евангельских церквей?

В случае с евангельскими церквями, которые приглашали иностранных миссионеров, действовала такая же логика. Во многих городах России проповедников из США и из Евросоюза могли задержать и выслать без объяснения причин. Вернее, причина была – соблюдение национальной безопасности.

Есть ли какие-то шаги, которые нужно делать обычным верующим (кроме молитвы), чтобы сейчас смягчить, а в дальнейшем изменить существующий ход вещей? (Digger)

Верующим надо сохранять твердую веру, осознавать себя свободными и жить без страха. И учить этому своих детей.

Роман, день добрый. Знаю, что вы много пишите для такого уважаемого издания как "Славянский Правовой Центр". Как вы можете прокомментировать появление на сайте такой статьи "Русский царь, скоро будет на Руси" (http://www.sclj.ru/massmedia/detail.php?SECTION_ID=453&ELEMENT_ID=7123) (bookworm)

Портал Славянского правого центра «Религия и право» публикует самые разные материалы. В данном случае о монархических пристрастиях жителей России. В этом нет ничего удивительного. Другое дело, что монархизм в настоящее время выражен в гротескных формах, мистических и в теориях заговора. Россияне скорее горько иронизируют над своим государством, представляя себе Сталина. Какой уж тут Сталин…

Если Вы Роман Николаевич работали над вероучением, то скажите почему пятидесятники ввели обязательную десятину для всех? В том числе с пенсионерок,студентов,бедных..с применением Малахии 3:9,10. Даже в Израиле такого закона не было чтобы десятину давали вдовы,, а не вдовам на 3 год.Дают ли пятидесятники десятину вдовам и сиротам на третий год?

Все протестантские церкви соблюдают правило десятины для всех своих верующих. Такого жесткого правила нет ни у католиков, ни у православных. Следует отметить, что строгость собирания десятины зависит от каждой церкви и, в особенности, от ее пастора и его проповеди. В некоторых общинах собирают со всех, в других не отслеживают это строго. Общее правило – сборы десятины, сборы на специальные нужды и сборы на церковь в целом или на социальное служение, помощь кому-либо. Могут быть разные случаи. Надо сказать. Что положительный момент в этих сборах есть – верующий несет ответственность за свое членство в церкви, а протестантские общины активно помогают всем категориям неимущих. Иногда активнее, чем православные и католики.

Где в Новом Завете апостолы собирали десятины? Они что, под законом Моисея?Разве левитское священство не отменено? Почему это учение находится в вероучении ? Лошка дегтя в бочке мёда? (eugene33)

Первые христиане также жили на пожертвования членов своей общины. Достаточно почитать писания мужей апостольских, которые еще видели апостолов или общались с людьми, которые их видели. Никто не мог находится в общине без дела. В отличие от закона Моисея десятина не могла быть «обязаловкой», так как Христос даровал спасение всем. Так же, как и сейчас, все дают посильную поддержку церкви. Что касается священства в церкви, то оно исторически складывается в любой религиозной общине, которая существует достаточно долго.

Когда вы захотели стать религиоведом? Какое у вас образование?

Образование у меня историческое, учился в МГУ им. М.В. Ломоносова, а религией я захотел заниматься еще в школе. Вначале изучал Историю Церкви, богословие, раннее христианство. С 1998 года принимаю участие в социологических исследованиях по всей России. Хочу видеть верующих и слышать их голос

Вы специализируетесь на христианстве в целом или протестантах, или вы исследуете не только христианские религии? (Ал.)

Моя специализация – христианские церкви и их роль в обществе и в политике. Однако помимо этого, я занимаюсь религиозной политикой государства, которая касается всех церквей, религий, конфессий и новых религиозных движений. Моя тема также – диалог между различными христианскими церквями. Этот диалог я считаю залогом здорового будущего России в XXI веке.

Вы являетесь членом или прихожанином какой-то церкви? (Петр)

Я являюсь прихожанином православного прихода.

Появилось видео Бендаса с пояснениями, что миссионерская деятельность, согласно изменениям, - это совокупность нескольких пунктов. Как вы считаете, будут ли полицейские учитывать все эти пункты? (Иван)

Признаки миссионерской деятельности, обозначенные адвокатом Владимиром Ряховским и епископом Константином Бендасом, являются попыткой защититься от Закона Яровой. К сожалению, нет никаких гарантий, что полиция или прокуратура и иные спецслужбы будут использовать эти шесть признаков. Но это вариант развития событий. В большей степени можно будет применять эти признаки в рамках судебных процессов. И длиться, они могут долго.

Вы жалеете о распаде Советского Союза? Стоило ли что-то от туда взять? (Валик)

Родившись в Советском Союзе, я не жалею о его распаде. Я не скрываю, что при Ельцине был одним из тех. Кто хотел свободы и демократии, не сознавая циничности происходящего. Но и теперь, зная цену российской власти, я, как ученый, создаю пространство свободы и демократии вокруг себя. По крайней мере, надеюсь на это. Из СССР надо взять только принципиальность мучеников за веру. Вместе с тем, такие вещи не передаются по наследству.

В последнее время замечаю, как представители власти и СМИ называют разные религии «разными конфессиями». Что Вы можете сказать о попытках российских властей «помирить» представителей разных религий? (Маргарита)

Чиновники на местах и в федеральном центре никого не мирят и не ссорят просто так. Все зависит от целей. С мусульманами действует принцип «разделяй и властвуй» в рамках антиэкстремистской политики. С протестантами проще – они не опасны и законопослушны. С христианскими церквями считаются или имеют дело только тогда, когда они проявляют свою волю и силу. Православие способно торговаться с властью на идеологическом поле. Если другие церкви никак себя не проявляют, то достаточно дать им президентский грант и не слышать от них ничего про украинский кризис. Патриотическая позиция приветствуется, но ее выразили лишь несколько объединений – Союз баптистов России, Церковь ХВЕ «Живая вера» и отчасти руководство РОСХВЕ.

В последнее время в церквях все больше говорят о сотрудничестве с властями. Как христианам удержать баланс между неким уходом в подполье, когда в этом нет необходимости, и потаканием правительству во всем? (Андрей)

Не надо потакать правительству во всем. Патриотизм – это ведь не исполнение того, что говорят по федеральным телеканалам. Церкви сами знают, что делать.

Как Вы считаете, каким на данный момент является запрос общества на специалистов в сфере религии? (Сергей)

Объективные специалисты по религии и по современной политике властей крайне необходимы как власти, так и обществу. Сами религиозные объединения в глобальном мире не могут обойтись без социологических исследований, анализа своего образа в обществе и масс-медиа, без своей стратегии в средствах массовой информации. Без этого церковь не будет привлекать верующих в секулярном обществе, которое к вере как образу жизни равнодушно.

источник: Инвиктори






также в рубрике ] мы: