31 Марта 2016
В феврале-марте 2016 года, члены Экспертного Совета Российского Союза ЕХБ по стратегическомупланированию и развитию приняли участие в ряде мероприятий, организованных на площадке Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Так, 10 марта 2016 года в Государственной Думе РФ, прошел круглый стол «Духовные и культурные ценности – основа для диалога религий в современной России», который был организован Фондом «Духовное наследие планеты» при поддержки Комитета ГД ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. На круглом столе Российский Союз ЕХБ представлял первый заместитель Председателя РС ЕХБ, член Экспертного Совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.Ю. Сипко.
Ранее, 24 февраля 2016 года, четвертым пунктом в повестке заседания Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций стоял вопрос “О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»” ст. 5.1. Миссионерская деятельность, на основании Постановления Архангельского областного собрания депутатов от 25 ноября 2015 № 1076, Проект 9966156.
В связи с загруженностью депутатов профильного комитета ГД, указанную инициативу было предложено рассмотреть в апреле. Однако, Российский Союз ЕХБ, выразил свою обеспокоенность данной и иными подобными законодательными инициативами региональных парламентариев.
Не секрет, что современная российская этно-религиозно-конфессиональная действительность с учетом геополитических вызовов, предполагает баланс между интересами государства с одной стороны, и правами и обязанностями человека и гражданина, с другой.
В условиях российского этно-смыслового и религиозного многообразия, необходимо своевременно нейтрализовать неочевидные на первый взгляд тенденции, которые в результате манипуляции политического и/или религиозного (конфессионального) лобби, способны в контексте взаимодействия «своего» и «чужого» превращаться в орудие пропаганды и откровенного обмана. Что в свою очередь создает напряженность и провоцирует возникновение конфликтов на этно-религиозно-конфессиональной почве.
На сегодняшний день на федеральном и региональных уровнях, в деятельности отдельных чиновников, а равно и в СМИ социологи и религиоведы фиксируют ксенопрецедентные вербальные и невербальные явления, которые свидетельствуют о формировании латентной и открытой конфликтной коммуникации по религиозным и конфессиональным линиям в российском обществе.
Во-первых, происходит нагнетание атмосферы недоверия, напряжённости и искусственного противопоставления граждан РФ в связи с их отношением к религии.
Во-вторых, в публичном пространстве со стороны государственных и муниципальных служащих наблюдаются многочисленные факты выражения пренебрежительного отношения к российским религиозным организациям, к религиозным убеждениям граждан РФ (и как следствие к самим гражданам РФ);
В-третьих, в медийной сфере продолжается суггестивно-манипулятивное формирование преувеличенно негативного образа официально зарегистрированных религиозных объединений и религиозных организаций не являющимися статистическим большинством в том, или ином субъекте РФ.
В связи с этим предложенный проект “О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»” ст. 5.1., с точки зрения Российского Союза ЕХБ является:
1. Чуждым для российской традиции этно-религиозно-конфессиональногообщежития;
2. Избыточным для правового поля РФ;
3.Нарушающим евангельскую заповедь «Идите научите все народы» (Мф.28,19) и конституционное право гражданина РФ, который вправе «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст.28).
Убеждены, что подобные законодательные инициативы, закрепляя в массовом сознании типичные конфессионально-ангажированные стереотипы о религиозных организациях будут способствовать дальнейшему росту ксенофобии, напряженности и поражению в правах граждан РФ в связи с их отношением к религии.
Комитет Государственной Думы ФС РФ
по делам общественных объединений и религиозных организаций
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На проект “О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»” ст. 5.1. Миссионерская деятельность, на основании Постановления Архангельского областного собрания депутатов от 25 ноября 2015 № 1076, Проект 9966156.
Предложенный на рассмотрение проект ст. 5.1. «Миссионерская деятельность» Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» является комплексной законодательной инициативой, затрагивающей широкое проблемное поле, включающее в себя как сферу государственно-религиозных отношений, так и область религиоведения, теологии, права.
Авторы указанного проекта предложили законодательно закрепить субъективную дефиницию религиозного феномена миссионерства в правовом поле, фиксируя трехчастную экспликацию указанного понятия: Миссионерская деятельность (п.1); Информационная миссионерская деятельность (п.3); Организационная миссионерская деятельность (п.4). А также, исходя из определения миссионерской деятельности, предприняли попытку раскрыть понятие «миссионер» в п.2 ст. 5.1.
В Пояснительной записке к проекту «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» депутаты Архангельского областного собрания указывают на то, что «действующее федеральное законодательство не регулирует в достаточном объеме правоотношения, связанные с порядком осуществления миссионерской деятельности». По этой причине необходимость законодательного закрепления за субъектами Российской Федерации «полномочий по правовому регулированию вопросов осуществления миссионерской деятельности», по мнению парламентариев, «обусловлена имеющимися социально-экономическими и культурными различиями между субъектами Российской Федерации, особенностями их геополитического положения».
Заметим, что одной из основных современных геополитических угроз является как раз тенденция к разбалансировке унифицированной правовой матрицы национального законодательства Российской Федерации. Подобный неперспективный тренд региональных правовых эксклюзивов неминуемо спровоцирует в поликонфессиональном сообществе России усиление этно-религиозных разломов явно или запрограммирует их латентное течение.
Указанные тенденции, ведущие к избыточному контролю за деятельностью религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность в рамках правового поля действующего законодательства России, нежелательны и с точки зрения современных внешних, и внутренних политических и этно-религиозных процессов. Тем более, в преддверии выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва.
По существу формулировок предложенной статьи:
- Согласно п.1 ст.5.1. «Миссионерской деятельностью признается информационная и организационная деятельность представителей религиозных объединений, а также лиц, распространяющих религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения, произведенные религиозными объединениями, прямо или косвенно направленная на распространения своего вероучения и религиозной практики на территории Российской Федерации среди лиц иной веры и (или) неверующих». Таким образом, под действие указанной статьи неминуемо попадут индивидуальные предприниматели, которые не ассоциируют себя с какой-либо религиозной традицией, однако, являются собственниками, к примеру, книжных магазинов, в которых продается «религиозная литература и иные предметы религиозного назначения, произведенные религиозными организациями». Статья распространится и на обывателя, который, скажем, не является воцерковленным православным, однако поздравляет с светлым праздником Пасхи своего соседа куличом или крашеным яйцом, освященными в ближайшем православном храме. Упомянутые и иные категории светских граждан, на основании указанного положения п.1 ст. 5.1., можно смело будет зачислить в миссионеры-адепты соответствующего религиозного объединения.
- Указанная статья содержит избыточные нормы, дублируя положение ст.28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Равно как и п.1 ст.3. Федерального закона 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Ред. от 28.11.15): «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».
- В соответствии с п.4 ст. 5.1. Организационная миссионерская деятельность по мнению региональных парламентариев направлена «на создание организованных религиозных структур (объединений), подготовку специалистов, организацию и проведение религиозных мероприятий, а также создание иных условий для осуществления миссионерской деятельности». Данные положения вводят новые, юридически не выверенные дефиниции в область правового регулирования деятельности религиозных объединений, а также создают параллельные избыточные конструкции уже существующим нормам действующего законодательства, регулирующим процедуры создания религиозной группы, организации или объединения, образовательной деятельности религиозных объединений и т.п.
И.И. Малин, юрист
Член Экспертного совета Российского Союза ЕХБ по стратегическому планированию и развитию
Член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций