Синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества выступил с очередной общественной инициативой — составил документ под названием "Вечные ценности — основа российской идентичности" и призывают к его обсуждению, сообщает "Интерфакс-Религия".
"Это плод дискуссий, которые мы имели с рядом политических партий, общественных слоев нашей страны. В дальнейшем мы были бы благодарны за реакцию на этот список, что-то, может быть, в него стоит добавить, что-то в нем стоит, очевидно, модифицировать, может быть, что-то из него стоит исключить", — сказал глава отдела протоиерей Всеволод Чаплин, представляя Свод на круглом столе в Москве.
По признанию самого священника, название документа "Вечные ценности — основа российской идентичности" "достаточно амбициозно". При этом речь не идет о ценностях, которые важны в силу своей давней истории или эффективности в текущий политический и экономический момент. Критерием истинности этих ценностей стала "их укорененность в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой".
Возглавляет список справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Справедливость в понимании авторов документа реализуется как социальные гарантии, она требует преодоления бедности и коррупции и предполагает достойное место для каждого человека в обществе и для всей нации в системе международных отношений.
Вторая ценность — свобода, причем речь идет как о личной и индивидуальной свободе: свободе предпринимательства, свободе слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; так и о свободе общей, национальной: о самостоятельности, независимости, самобытности российского народа.
Третья ценность — солидарность, понимаемая как способность разделить с другими бремя их забот, трудности, болезни, скорби, а также общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, жизнеспособность.
Четвертая ценность — соборность, под которой подразумевается единство власти и общества в работе на благо страны и людей, единство разнообразных культур, гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества, нравственная ответственность личности перед ближними и обществом.
Пятая ценность — самоограничение и жертвенность, то есть отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества.
И наконец — патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради Родины.
Далее следует ценность блага человека, его благосостояние и достоинство. Духовное и материальное благополучие человека понимается как основной приоритет социального развития и соблюдение прав человека.
Завершают список семейные ценности — любовь и верность, забота о младших и старших.
Все-таки в ОВЦО работают очень творческие люди, куда там апостолам.
Комментарии:
Роман ЛУНКИН – Институт Европы РАН
Составление свода вечных ценностей, кодекса этических правил для мигрантов, общероссийского дресс-кода — все это все больше напоминает фантастическое прожектерство. С одной стороны, это маниловщина — «как хорошо было бы, если б мигранты вели себя прилично, а девушки носили длинные юбки». С другой, церковные инициативы предлагается вводить с помощью власти, на государственном уровне, в виде законов и правил, либо воспитанием через школы с 1 по 11 классы (армия и вузы подтянутся сами собой). И тогда светские и церковные чиновники, сами того даже не замечая, становятся живыми персонажами из города Глупова и из булгаковского дома профессора Преображенского. Они поют песни о новом человеке и лучшей жизни, а вокруг разруха и калоши пропадают.
Очевидно, и об этом говорит и патриарх Кирилл, и протоиерей Всеволод Чаплин, что надо начать с себя, обратить внимание на то, насколько ты являешься ответственным гражданином. Потому что разруха не на улице, а в головах. Вопрос только — у кого в головах…
Свидетельство выполнения Церковью своих социальных задач — сестры милосердия в больницах, ухоженные одинокие старики, реабилитированный наркоман, накормленный бомж, вменяемый член православного прихода, который не бросается на окружающих.
На деле все оказывается по-другому. Представители Церкви, к примеру, вырабатывая отчасти приемлемые рекомендации по налаживанию межнациональных и межрелигиозных отношений, собирают вокруг себя малочисленные православные общественные организации, которые сама РПЦ никогда толком не поддерживала, а также объединения фанатов и националистически настроенных групп. Несмотря на массу официальных мероприятий, встреч и важных для общества выступлений патриарха Кирилла, вокруг Церкви нет широкого общественного поля. Сами по себе проповеди и встречи патриарха Кирилла уже много сделали для того, чтобы преодолеть это отчуждение, но одного человека мало. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества во главе с отцом Всеволодом Чаплиным собирает вокруг себя тех, кого может и, стоит надеяться, будет расширять круг участников этого диалога.
Но, к примеру, Информационный отдел патриархии во главе с Владимиром Легойдой целенаправленно отпугивает общество, граждан и интеллигенцию от широкого обсуждения церковно-общественных проблем, создает намного более агрессивный образ патриархии, чем тот, который есть на самом деле.
В сложившейся ситуации трудно всерьез обсуждать ценности, которых нет даже в церковной ограде. Остается лишь предложить новую инициативу — ввести День солидарности, День соборности, День самопожертвования и самоотречения русского народа, объявить все эти дни церковно-государственными праздниками, может быть, даже выходными, и широко отмечать их, ожидая, что наутро следующего дня мы проснемся — а ценности тут как тут.
Андрей ИГНАТЬЕВ – Центр исследования религий РГГУ
Инициатива, конечно, понятная и даже, возможно, небесполезная. Позиция Церкви по вопросам, имеющим, как говорится, "общественное значение", должна быть ясно сформулирована и даже опубликована в виде документов, способных выполнять диагностические функции. Более того — подобная практика, безусловно, должна иметь регулярный характер, а соответственно быть обеспечена необходимыми для этого достаточно популярными теле- и радиоканалами, прессой, интернет-порталами и прочими media-инструментами. Однако лично у меня отчего-то при чтении этого документа в памяти возникает хорошо известное место из Евангелия от Иоанна — противопоставление "благодати" и "закона". Похоже, процесс не только пошёл, но и уже близится к завершению.
Источник: "Ежедневный журнал"