17 Апреля 2009
В "антикультистской" деятельности православных активистов по сути нет ничего незаконного - "сектантами" и "сектой" они могут называть инославных и новые религиозные движения по тем или иным вероучительно-богословским причинам. Однако есть люди, которые переходят всякие границы в борьбе с "сектами", входят в азарт, привносят в эту информационную и судебную войну нездоровые эмоции - проще говоря, истерику. В этом случае "сектоведа" уже не интересует реальная практика и вероучение других христианских Церквей, а тем более - новых религиозных движений. Все они становятся в его глазах "мошенниками".
К числу именно таких "сектоведов" принадлежат Александр Дворкин и его компания, вошедшая в Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ – журналист из Ярославля Евгений Мухтаров, "антикультист" из Саратова Александр Кузьмин и священник РПЦ МП Лев Семенов. Создание Совета при Минюсте, собравшего такие персонажи, всколыхнуло научную и религиозную общественность, а главное - вынудило представителей Московской патриархии оправдывать Дворкина и его друзей, по существу - брать на себя ответственность за "сектоведение" в дворкинском духе.
10 апреля в московском Институте религии и права состоялась пресс-конференция ученых, правозащитников и религиозных деятелей "Нужен ли России суд инквизиции?", где было заявлено, что члены нового состава Совета при Минюсте РФ просто дискредитируют само представление о религиоведческой экспертизе, поскольку в Совет вошли люди вообще без научных степеней, а Дворкин как председатель Совета не является религиоведом и ученым вообще. Пресс-конференция в Институте религии и права "перекрыла" проходившую параллельно пресс-конференцию глав трех Синодальных учреждений РПЦ МП: Отдела внешних церковных связей (епископа Волоколамского Иллариона), Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (протоиерея Всеволода Чаплина) и Информационного отдела (Владимира Легойды). Главы отделов не сказали ничего нового относительно того, что же они собираются делать в качестве руководителей отделов, но вынуждены были оправдывать Дворкина, убеждая себя и других в его некоторой "компетентности". Обычно так бывает, когда отсутствуют иные аргументы: отец Всеволод Чаплин обвинил всех критиков Совета в "работе на зарубеж". Но, поскольку ученым Дворкина назвать явно нельзя, даже с точки зрения патриархии, о. Чаплин подчеркнул: "Критика в адрес совета, наверное, связана с тем, что в нем присутствуют люди, не боявшиеся прямо ставить проблемы, связанные с интересами некоторых религиозных групп, в частности, имеющих мощную политическую и финансовую поддержку из-за рубежа". При этом сам же протоиерей заметил, что на Дворкина поступали жалобы, так как не все, о чем он говорил и писал, на 100 % было правдой.
Ради перестраховки от действий "полулжеца" Владимир Легойда отметил, что положение главы Экспертного совета Минюста, которое досталось сейчас Александру Дворкину, является "более ответственным", чем все те посты, которые он занимал ранее, и что сам Дворкин "это понимает". Во всяком случае, очевидно, что, поддерживая Дворкина и его друзей, главы новых Синодальных отделов боятся, что все-таки его Совет будет постоянным источником конфликтов, а Дворкин будет реагировать на эти новые конфликты столь же яростно и нервно, как обычно. Таким образом, с образованием Совета при Минюсте РФ, который получил более широкие полномочия, чем ранее, государство и Церковь приобрели головную боль, за которую они взяли на себя полную и абсолютную ответственность.
Участники пресс-конференции в Институте религии и права "Нужен ли России суд инквизиции?" показали, по каким поводам и почему будут развиваться конфликты вокруг дворкинского Совета. По мнению главного редактора журнала "Религия и право" Анатолия Пчелинцева, полномочия Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы должны быть прописаны в законе о свободе совести, куда необходимо ввести отдельный раздел, посвященный экспертизе. Новому составу Совета при Минюсте РФ приказом самого Минюста даются чрезвычайно большие полномочия. При этом председателем такого "чрезвычайного" Совета назначается человек без высшего образования, признанного в России, и без российских научных степеней, человек с очень скандальной репутацией. Кроме того, вопреки российскому законодательству, у этого человека двойное гражданство – России и США. Дворкин и его сеть "антисектантских" центров, по существу, представляют собой подлинную псевдоправославную сектантскую организацию. А руководители "антикультовых" центров, вошедшие в Совет при Минюсте РФ, замешаны в экстремизме - к примеру, А.В. Кузьмин. Так, 26 марта этого года вступило в силу решение Центрального суда г. Хабаровска по иску прокурора Хабаровского края, которым листовка "Осторожно секта! "Международное общество сознания Кришны", выпущенная региональным отделением организации "Молодая гвардия Единой России", признана экстремистским материалом, а автором приложения к этой листовке является "сектовед" Кузьмин. По словам Анатолия Пчелинцева, известно, что другой член Совета при Минюсте РФ, ярославский журналист Евгений Мухтаров, привлекался к административной ответственности за незаконную деятельность. Как отметил Анатолий Пчелинцев, надо "резко ставить вопрос" о том, что в Совет входят откровенные экстремисты.
Профессор Академии труда и социальных отношений Екатерина Элбакян во время пресс-конференции отметила, что на государственном уровне нельзя допускать такие ошибки. В новом составе Совета при Минюсте РФ только профессор МГУ И.Н. Яблоков имеет религиоведческое образование, а все остальные - либо с историческими, либо вообще без научных степеней. Считается, что в религиоведении разбирается любой, однако это далеко не так, подчеркнула Элбакян. Профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ Ремир Лопаткин сказал, что Совет во главе с Дворкиным будет служить только для раздора, тем более что в приказе Минюста РФ написано, что Совет имеет право контроля за деятельностью религиозных организаций, то есть "сектоведческий" орган будет обладать полномочиями даже большими, чем Совет по делам религий в советское время.
По словам главы проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни" социолога религии Сергея Филатова, подорвано само представление об авторитете экспертного сообщества, раз таких людей можно включать в Совет на государственном уровне. Дворкин - самый известный член этого Совета, который выступает от имени РПЦ МП, а значит, Совет будет использоваться как "жандармский кулак". Член Совета Международной ассоциации религиозной свободы Михаил Ситников заявил, что не сомневается, что новые члены Совета при Минюсте будут покорно исполнять волю заказчика. Создание такого Совета – плевок в сторону общества, и общество должно указать на это хамство по отношению к ученым и религиозной общественности.
Профессор Анатолий Красиков считает, что последние назначения в администрации президента РФ (Ивана Демидова) и в Совете при Минюсте РФ говорят о том, что после 1993-го и 1997 годов предпринимается новая попытка изменить религиозную политику и игнорировать конституционный принцип светского государства.
Глава информационно-аналитического Центра "Сова" Александр Верховский подчеркнул, что в приказе Минюста РФ специально прописано, что Совет может проводить экспертизу религиозных организаций, когда какие-то материалы, ими распространяемые, признаны экстремистскими или кто-то из членов организаций осужден за экстремистскую деятельность. Для чего нужна такая экспертиза? Она, по словам Верховского, довольно часто будет использоваться для запрета самих религиозных организаций как экстремистских. Более того, такой состав Совета предполагает, что делаться это будет легко и часто. Дворкин быстро научится называть экстремистами тех, кого он пока называет "сектами". А Роман Силантьев известен своим, мягко говоря, предвзятым отношением к "радикальным мусульманам" и борьбой с "ваххабитами". Мусульманские организации, не входящие в Духовные управления мусульман, а отчасти и те, кто туда входит, будут испытывать значительные трудности. Органы прокуратуры и суды будут переписывать свои решения с экспертных заключений членов Совета. Что касается председателя Совета "сектоведа" Дворкина, то, по словам Верховского, он является общественным активистом, который даже по меркам Московской патриархии – радикал, его даже сами православные сторонятся, кто видел хоть раз Дворкина, тот поймет, заметил Верховский.
Первым доказательством того, что Дворкин не сдержался и сорвался на истерику (чего и боятся теперь главы синодальных Отделов), является ситуация вокруг Российского Библейского общества. На пресс-конференции в Институте религии и права исполнительный директор этого общества Анатолий Руденко высказал благодарность Дворкину и министру юстиции Коновалову за то, что они выбрали первой мишенью именно Библейское общество. На первом же заседании "своего" Совета Дворкин заявил, что уничтожит Библейское общество как религиозную организацию.
По мнению Руденко, объяснять или доказывать что-либо такому председателю как Дворкин бесполезно. Еще в 2007-08 годах Минюст РФ не видел никаких нарушений в деятельности общества. Осенью пошлого года Минюст проводил проверку общества и решил, что его нужно ликвидировать как религиозное объединение, поскольку оно является межконфессиональной организацией. В настоящее время Дворкин напрямую займется ликвидацией Библейского общества. Епископ Сергей Ряховский даже назвал эти действия Дворкина и органов юстиции попыткой рейдерского захвата общества, у которого есть и земля, и собственность, и средства. Анатолий Руденко отметил, что ему это напоминает расформирование Библейского общества в XIX веке, которого добились некоторые священнослужители – на что были потрачены Святейшим Синодом 2 млн. рублей после ликвидации того общества, так и осталось неизвестным.
Кто последует после Библейского общества – даже страшно подумать, а поэтому участники пресс-конференции делали самые разные предложения по поводу того, как минимизировать вред от "безумного" Совета при Минюсте РФ. На пресс-конференции в Институте религии и права предлагали бойкотировать тех ученых, которые вошли в Совет при Минюсте и голосовали за Дворкина. Некоторые, учитывая буйный нрав Дворкина, предложили от имени протестантов и православных объявить акцию "Дворкина на отчитку!" и найти ему хорошего экзорциста.
Член Общественной палаты РФ епископ Сергей Ряховский объявил, что палата возьмет деятельность Совета под контроль и будет следить за его экспертизами. Помимо этого, на пресс-конференции было отмечено, что альтернативой "безумному" Совету (на радио "СитиFM" его назвали Советом инквизиции имени Игнатия Лойолы) будет независимый Совет по проведению экспертизы, связанной с реализацией принципа свободы совести (религиоведческой, лингвистической, психологической и комплексной).
Инициаторами создания Совета стали Институт религии и права, Институт религии и политики и кафедра государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ. В Совет вошли ученые – религиоведы, психологи и лингвисты, - признанные в научном мире и имеющие авторитет среди религиозных объединений. Совет был создан для того, чтобы у религиозных организаций была альтернатива и возможность получить независимое заключение экспертов по тому или иному делу.
Светские ученые и верующие в лице дворкинского Совета столкнулись с явным рецидивом средневекового мышления – от имени государства будет действовать инквизиция, которая будет принимать решения о том, какая вера более подходит для спасения души всем нам, а какая нет. Религиоведы вынуждены бороться с больным сознанием многих членов Совета при Минюсте РФ, которых Московская патриархия взяла под официальную опеку. Очевидно, что нельзя от имени государства и Православной Церкви клеймить религиозные организации в качестве "сект", разрушать межрелигиозный мир в России в целом и в регионах, где неправославные религиозные движения и мусульманские общины развиваются независимо от мнения "сектоведов". Зато теперь верующих будут преследовать с помощью юстиции и инквизиции, ведь этипонятия скоро станут синонимами в религиозной сфере.
Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"
На фото: участники пресс-конференции, инициированной Институтом религии и права, "Нужен ли России суд инквизиции?" (10 апреля 2009 года).