14 Апреля 2009
Беспрецедентная история последовательной борьбы руководителя Псковской епархии Русской православной Церкви – Московской патриархии против ни в чем не запятнавшего себя, но «не симпатичного» ему протоиерея Павла Адельгейма известна достаточно широко и давно. Так что, реагируют на нее даже в церковном главке уже с сочувственной, но своеобразной иронией к происходящему, высказываясь со скучающими выражениями лиц что-то, вроде «так, там же Евсевий – а что же вы хотите?». Традиция круговой поруки в РПЦ МП крепка ничуть не менее, чем в любом другом ведомстве, созданном в советские времена. Поэтому, пусть случай Павла Адельгейма и слишком ярок, но легче от того не становится. Когда речь идет о такой традиционной для нас проблеме, как «самодурство лиц начальствующих», то все, к чему бы ни стремились неугодные им люди, будет так или иначе разбиваться о произвол этих «начальствующих». В таких случаях, как известно, не помогут ни суд, ни общественное мнение, так как на суд при не менее традиционной коррупции у «начальствующих» всегда находится своя «управа». А на народное мнение им всем вместе – суду, то есть, и «начальствующим», - бывает, как правило, начхать.
Поэтому последние новости в отношении поиска справедливости священником и приходом храма свв. Жен Мироносиц во Пскове, «исчезнувшим» из всех бумаг по благословению архиерея, ничего принципиально нового не содержат. Храм стоит на своем месте, протоиерей Павел, произвольно смещенный ранее с должности настоятеля пока еще служит там простым священником. Формально же распоряжается делами несуществующего прихода, а также, зданием храма, имуществом и отнятым у него именем, - назначенный митрополитом Евсевием молодой «спецнастоятель» Сергий Иванов. Этот ценный для епархии «кадр» уже не первый раз практикует захваты храмов с перспективой передачи их в «свои руки» по усмотрению епархиального начальства. В нынешней ситуации у него наблюдаются даже признаки «творческого роста», потому что кроме неугодного прихода, о. Сергий освободил епархию еще и от забот о певческой для детей-инвалидов, созданной Адельгеймом. Само здание храма с результатами 20-летних трудов изгнанного прихода , конечно же осталось в его руках и ждет решения своей судьбы архиереем. Так что, с позиции удельного «князька церкви» митрополита Евсевия (Саввина), поддерживающего в епархии слухи о то, что сам патриарх просит его, аж, в «Крутицкие и Коломенские», церковно-приходское поле, которое оставит он в наследство своему преемнику, окажется «перепаханным» более, чем основательно. Тем не менее, остается вопрос: как выглядит все это с точки зрения христианской морали и с позиции здравомыслия, основанной не только на эмоциях, но и на фактах?
Факты же таковы, что Приходской совет во главе со своим председателем - Виктором Яковлевым, входящим в число учредителей прихода, согласно протоколу «не имевшего места быть», якобы «приходского собрания» неизвестных лиц, был произвольно аннулирован. Протокол этот подписал упомянутый уже настоятель Иванов, а заверил сам Евсевий.
Напомним, что утвержденный в 1989 году бывшим главой Псковской епархии митрополитом Владимиром (Котляровым) Совет прихода храма свв. Жен Мироносиц, исчезнувший ныне в полном составе, просуществовал 20 лет, трижды пройдя государственную перерегистрацию в качестве юридического лица в 1991, 1999 и в 2007 годах. В процессе шести судебных заседаний по рассмотрению иска членов уничтоженного по благословению Евсевия Приходского совета, они доказали, что собрание, протокол которого утвердил митрополит, не проводилось, и документ этот фальсифицирован. Тем не менее, уже после того суд отказал им в иске, объявив истцов «ненадлежащими лицами», так как они не входили в число участников… того самого липового «Приходского собрания», факт фальсификации которого был доказан ими в суде.
О том, насколько все это выглядит абсурдно, говорить излишне. Поэтому вопросы, с которыми мы обратились к о. Павлу Адельгейму, были несколько иного – так сказать, прикладного свойства:
СПЦ: После скандального отказа учредителю прихода и членам Приходского совету храма свв. Жен Мироносиц в иске, вы продолжаете служить на приходе. Храм не закрыт, службы в нем продолжаются. Но, каким же образом приход осуществляет свою деятельность в правовом аспекте, если реальный Приходской совет признан судом «ненадлежащим лицом»?
Протоиерей Павел АДЕЛЬГЕЙМ: На основании «поврежденного», измененного приходского Устава, утвержденного Поместным Собором. Просто, из нового Устава нынешняя епархиальная власть выбросила неудобный для нее пункт. Из Устава оказалась исключенной статья 27-я, в которой оговаривается, что протоколы Приходских собраний - а значит, документирование деятельности прихода, - подписывают председатель Приходского собрания, его секретарь пять членов, которые специально для этого избираются. Затем, документ утверждается епархиальным архиереем. После того, как этот пункт был из Устава выброшен, соборность в управлении приходом оказалась фактически устранена, вместо чего введена авторитарная власть настоятеля. Теперь положение таково, что нет нужды собирать Приходское собрание, выбирать Приходской совет, ревизионную комиссию. Настоятель же и без них все сделает своей властью, а архиерей утвердит.
- Но, разве приход – это здание храма с утварью и участком? Представляется, что приход, все же, это общность живых людей – верующие…
- Да, приход – общность верующих. До недавнего времени так оно и было. Этими людьми он был учрежден, из этих людей вышли и члены Приходского совета, который представляет весь приход. Теперь получилось так, что эта общность – приход, фактически ликвидирована по воле митрополита.
- Тогда получается, что здание храма, имущество и само «имя» - как принадлежности прихода, захвачены теперь, пусть и «по благословению», но просто посторонними людьми?
- По сути, происходит именно это. Вплоть до того фальшивого протокола, который неизвестно когда и где составляли люди, которые Приходскому собранию неизвестны.
- То есть, этот протокол - всего лишь формальное сопровождение вполне конкретного действия, которое можно назвать игнорированием прав прихода?
- Это называется рейдерство, рейдерский захват прихода.
- Но, что же тогда получается, если рассуждать дальше? Выходит так, что в данный момент стоит храм, принадлежащий изгнанному приходу, который насильственно отобрали и заняли посторонние. В этот храм заходят непосвященные во все это люди - помолиться или обратиться по поводу треб. И к кому же они тогда обращаются в этом отобранном храме? Не получается ли так, что люди идут в храм, а попадают в оскверненное рейдерами место, где их заведомо шельмуют?
- Да, это верно. Собственно, приход уже постепенно разбрелся - кто куда. Так же был ликвидирован год тому назад приход храма Рождества Иоанна Предтечи Крестителя, где настоятелем был о. Андрей Давыдов - друга о. Зинона и тоже иконописец. Произошло то же самое, вплоть до мелочей. Даже настоятель туда архиереем был послан тот же самый о. Сергий, который сейчас в нашем храме назначен. Пришел он в тот приход и довольно быстро там разобрался: о. Андрей был вынужден уехать из епархии, приход полностью распался и храм приписали к Крыпецкому монастырю, как подворье. Теперь там служит монастырский иеромонах…
- Все это происходит у всех на глазах и, если ни церковный суд, ни светский ничего ненормального в этом не видит, то чего дальше ждать?
- Трудно сказать. Обращались мы всем Приходским собранием – не только советом, в епархиальный суд, но он нас даже ответом так и не удостоил. Хотя я, вот, ожидаю сейчас, что архиерей либо отправит меня в заштат, либо запретит в священнослужении.
Михаил Ситников.
На фото: протоиерей Павел Адельгейм.