О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Институт Европы РАН и Институт св. Фомы провели конференцию, посвященную наследию II Ватиканского собора

  версия для печатиотправить ссылку другу
Институт Европы РАН и Институт св. Фомы провели конференцию, посвященную наследию II Ватиканского собора
19 Февраля 2016

Международная научно-практическая конференция «Трансформация христианского мировоззрения в современном мире: диалог Церквей и наследие II Ватиканского собора» прошла в Институте Европы РАН. На ней собрались религиоведы, историки, социологи, представители религиозных объединений и органов власти.

Модератором встречи выступил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. Конференция прошла под знаком недавней встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване, которая знаменует собой новый этап в отношениях между Московским патриархатом и Святым Престолом.

С приветственными словами к участникам обратился Апостольский нунций архиепископ Иван Юркович. Он отметил, что мы живем в особый исторический момент трансформации мировоззрения. Европа в 20 веке пережила множество трагических изменений, и Собор ─ это необычно быстрый ответ на вызовы нашего времени. Благодаря духу открытости, объявленному на Соборе, стала возможной встреча папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора, которые сняли взаимные анафемы. Нунций подчеркнул, что встреча в Гаване явилось продолжением диалога между христианскими церквями в духе соборного декрета «Unitatis Redintrgartio», посвященного проблеме экуменизма.

Один из организаторов конференции, директор Института св. Фомы о. Томас Гарсиа сказал в своем выступление, что наследие II Ватиканского собора заметно в Церкви до сих пор. Он задался вопросом, какова роль Церкви в политике и каковы отношения к другим христианским конфессиям. Комментируя декларацию, подписанную в Гаване, о. Томас констатировал, что в условиях секуляризма у наших Церквей есть общая миссия: «помочь Европе вновь обрести свои христианские корни». Как подчеркнули Папа и Патриарх, 20 век стал временем мучеников, поэтому теология мученичества способна нас объединить.

Заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы Антон Игнатенко заметил, что конференция в свете последних событий в высшей степени актуальна. По этой причине в Москве осенью этого года пройдет Всемирный саммит в поддержку гонимых христиан, на который съедутся представители всех христианских конфессий.

Профессор Папского Восточного института о. Германо Марани посвятил свой доклад «милосердию как способу обращения с современным человеком» и идеям персонализма в богословии 20 века. Слово «милосердие» ─ это ключевое слово в Библии, которое описывает отношение человека с Богом. Папа Франциск приурочил открытие внеочередного юбилейного года Милосердия к 50-й годовщине закрытия II Ватиканского собора. 20 век заново открыл личность как антропологическую категорию. Открытие личности не оправдывает зло и грех, но человек и его лик первичны. «Сейчас верить в человека ─ это мужественный акт веры», ─ подытожил о. Германо.

Научный сотрудник Института Европы РАН Анатолий Красиков поделился своими воспоминаниями, связанными с его работой в качестве корреспондента ТАСС на II Ватиканском соборе. По словам ученого, это событие определило вектор его научных интересов на всю жизнь. Ученый отметил, что его научная карьера, начавшаяся в Риме, завершается встречей Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе. Нынешний Папа в своей миротворческой деятельности похож на святого Иоанна XXIII, который принял решение созвать Собор. «Я убежден в том, что будущее Католической Церкви будет прекрасным», – закончил свое выступление ученый.

По мнению ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Сергея Филатова, самым главным в Соборе явилось новое понимание свободы человека. Осознание свободы привело к различным последствиям в политике и жизни общества. Так, например, ученый связывает крах авторитарных режимов во многих католических странах с решениями II Ватиканского собора. Современное состояние Русской Православной Церкви сильно отличается от того положения, в котором находилась Католическая Церковь накануне Собора. Православная Церковь в России тесно сотрудничает с государством, и идеи симфонии духовной и светской властей поддерживаются большинством верующих. Несмотря на ряд различий, опыт 70-летнего атеизма дал понимание того, что сотрудничество с властью ненадежно. «Опыт II Ватиканского собора очень интересен и важен для Русской Православной Церкви и России», - резюмировал С. Филатов.

Старший научный сотрудник Института Европы РАН Вероника Язькова посвятила свой доклад восприятию идеи прогресса Католической Церковью и вызовам новых технологий. Церковь прошла путь от неприятия прогресса до его острожного одобрения. Соборный декрет «Inter mirifica» провозгласил, «что технические нововведения есть дар Божий и что Церковь использует печать, радио и телевидение в той мере, в которой они способствуют христианскому воспитанию». Однако в документе от 2003 г. «Церковь и интернет» подчеркивается, что «виртуальная реальность не может заменить присутствия Бога в таинствах».

Аспирант Института Африки РАН Алексей Новиков и сотрудник Института всеобщей истории РАН, представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе рассказали об отношении Католической Церкви к беженцам и внутренним переселенцам. Этой проблеме посвящена апостольская конституция Пия XII «Exsul Familia». В 1988 создается Папский совет по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих, который в 2004 г. подготовил инструкцию «Любовь Христа к мигрантам». В этих документах Церковь призывает верующих относиться к беженцам как к братьям и сестрам и признает право личности на переселение. Церковь говорит о мигрантах не как о проблеме, но как о шансе, потому что они позволяют местным общинам проверить свою кафоличность. Папа Франциск, сам сын эмигрантов, в апостольском увещевании «Evangelii Gaudium» пишет, что «нужна международная кооперация, дух глубокой солидарности и интеграции». Однако 2015 год стал критическим в отношениях европейцев к мигрантам. Папа Франциск подверг критике западную политику на Ближнем Востоке и заявил, что миграция не должна угрожать безопасности европейского континента. Церковь оказалась перед выбором: отказаться от милосердия или дать ситуации выйти из-под контроля.

Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Ольга Чернышева выступила с докладом о взаимоотношениях Католической и Лютеранской Церквей в Швеции после Реформации.

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Ольга Величко рассказала об экуменической деятельности фонда «Pro Oriente» в Вене, который поддерживает отношения с Православными и Древневосточными Церквями.

Пастор, руководитель отдела богословия Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Михаил Дубровский и ректор Евроазиатской богословской семинарии Алексей Горбачев посвятили свои доклады апостольству мирян и всеобщему священству в учении отцов Реформации и в богословии 20 века. Для Кальвина и Лютера рабочее место стало место священнического служения, а профессиональный труд ─ священнодействием. К сожалению, такое понимание труда оказалось утраченным современными протестантами в России. Соборный декрет «Apostolicam Actuositatem», посвященный роли мирян в Католической Церкви, помогает и евангельским христианам заново открыть харизматическое измерение работы. Пространство труда обладает большим экуменическим потенциалом, так как на работе протекает большая часть жизни современного человека.

источник: Благовест


также в рубрике ] мы: