Епископ Ириней о Рождестве, радикальном исламе и молодеющей Церкви

Епископ Ириней о Рождестве, радикальном исламе и молодеющей Церкви
28 Декабря 2015

Более двух тысяч лет существует Церковь. Какая она сегодня, что переживает христианский мир и как это проявляется в Орской епархии, рассказал нам епископ Орский и Гайский Ириней.

Распродажи или молитва?

- Владыка Ириней, совсем недавно Рождество праздновали католики, а скоро его встретят и православные России. Отличается отношение к празднику на Западе и у нас, или разница только в датах?

- Отличается очень сильно. Если бы у меня была власть, как у Папы Григория, то я бы издал указ, чтобы Рождество Христово отмечали все христиане вместе - 1 января. Если Новая эра начинается с момента рождения Иисуса Христа, то почему одни отмечают позже, а другие раньше этот праздник? Но при одном условии, что все согласятся отступать и праздновать Рождение Спасителя в один день.

Что касается сегодняшнего дня, то стоит учитывать одно обстоятельство. В Иерусалиме есть храм Гроба Господня. В этом храме много приделов, где священнослужители разных христианских Церквей: православные, католики, армяне, копты совершают свои службы. И вы представляйте себе, что будет в этот день в этом храме? У каждого праздник, каждый желает, что его последователи попали в храм на службу. Без потрясений не обойтись. И, слава Богу, что в разные дни православные и католики отмечают Рождество Христово.

На Западе Рождество - праздник больше светский, чем церковный. Все радуются ему, потому что наступают каникулы, время распродаж, и только для кого-то это время молитвы. В Православной Церкви совсем по-другому относятся к этому празднику. На первом месте стоит Христос, богослужение, молитва и пост, а не хождение по магазинам.

- В Европе есть место для Христа? Мы постоянно слышим, как его выгоняют из общества.

- Это, смотря какая страна, если мы говорим о Европе. Есть Италия, а есть Франция. Между ними разница огромная. И это не смотря на то, что кафедра понтифика была и там и там. В Италии есть много верующих людей, они борются за нравственность, трубят, когда видят беззаконие. Во Франции многие грехи общество одобряет.

В Германии, Норвегии и Дании часто приходиться услышать, что есть недовольные люди, которые требуют убрать кресты, елку и не рекламировать свои христианские праздники, ибо они причиняют боль. Очень печально, что они навязывают коренным жителям свою точку зрения. Печально, что некоторые люди, чтобы никого не обидеть, слушают и исполняют эти требования. Так не должно быть, коренные жители не должны страдать.

Война богословов

- Как же нам удается мирно жить с мусульманами?

- Ислам России и ислам ряда стран Ближнего востока очень отличается. Я знаю людей исламского мира, которые говорят о том, что допустили ошибку, направляя своих юношей учиться в Египет, Саудовскую Аравию и в другие страны. Некоторые из них стали неверующими - не могут принять на веру все то, что сказано в Коране. Другие студенты - радикалами и остались жить там, где учились. А некоторые вернулись назад и начали навязывать окружающим людям тот ислам, который они изучали. Нынешние духовные лидеры и богословы России опасаются их, потому что их коллеги пострадали от радикальных исламистов.

В 21 веке огромное влияние на людей имеют богословы. От них зависит, как народ будет смотреть на Священное Писание. Будет призыв к миру или к войне, к милосердию и любви или к ненависти.

- А как у нас не допустить того, что сейчас происходит на Ближнем Востоке?

- Попросить видных богословов ислама, чтобы они прямо заявили: то, что делают исламисты ИГ - это не ислам, а радикализм. Они должны осуждать поступки этих «верных», говорить о ложных пророчествах, которые есть в исламе. Боевики ИГИЛа используют пророчества как инструмент пропаганды. В качестве аргументов исламисты приводят слова пророчества о том, что незадолго до Судного Дня мужчина начнет жить с мужчиной, бедуины будут спорить, чей дом выше, а на Восток обрушатся катаклизмы.

В самом популярном предсказании говорится о решающей битве, которая пройдет на равнине Дабик, на севере Сирии. Хадис 6924 гласит: «Последнее время не наступит, пока римляне не придут в аль-Амак или Дабик. Тогда из Медины (чтобы противостать им) придет войско, состоящее их лучших воинов земли…. Они вступят в сражение, и третья часть убежит - аллах никогда не простит их за это. Третья часть - мученики в глазах аллаха - будет убита. А третья часть, которая никогда не придет на суд, победит и захватит Константинополь».

Рим здесь - вовсе не Италия и даже не Ватикан, а скорее собирательный образ христиан.

На севере Сирии, неподалеку от турецкой границы, расположен маленький городок Дабик, в котором обитает чуть больше 3000 человек. В августе силы ИГ обрушили на него свой удар, несмотря на то, что этот населенный пункт не имеет никакого стратегического значения. Но мало кто знает, что Дабик играет заметную роль в исламской эсхатологии (учение о конце света). Духовные лидеры ИГ используют Хадис. Тексты Хадиса отличаются от Корана большей неопределенностью, что открывает путь к большому количеству различных интерпретаций. Сегодня богословы должны заявлять о том, что есть Коран и есть личное мнение того или иного человека.

- Но ведь есть пророчество, что София снова станет православным храмом?

- Каждый грек мечтает, что Россия заберет Константинополь назад и подарит его грекам. Я же говорю, такие же пророчества есть и в исламе. А призывать к войне, не имеем права. Желание греков понятно, они потеряли империю, столицу. Можно понять боль.

- Что вы делаете, чтобы не допустить вербовки ребят в радикальные организации?

- Благо, я преподаю в гуманитарно-технологическом институте города Орска. И у меня на курсе бывают православные и мусульмане. Вместе со всеми мы обсуждаем вопросы, которые сегодня поднимаются в обществе. Они могут отличить ислам России от радикального ислама. К моим занятиям иногда приглашаю видных людей, они выступают с лекциями. Я верю, что благодаря моим лекциям, этим встречам и индивидуальным беседам у нас сохранится мир.

Радует, что в Орске есть грамотные имамы, знающие Писание. Они активно работают со своими последователями. Они часто осуждают радикальный ислам и открыто говорят: «Такой ислам нам не нужен».

Правда бывали и печальные случаи на территории Оренбургской области. Имам мечети Адамовского района заявил: «Ваши воины выступали против моих единоверцев в Афганистане» и отказался принимать участие в торжествах по случаю вывода советских войск из Афганистана. Против него ополчились люди, его сняли с занимаемой должности. Помним печальный случай в Беслане. Радикальные исламисты из Бугуруслана принимали участие в захвате школы и заложников в Беслане.

Кроме того, мы показываем наше отношение к порядочным людям. 10 студентов Орской епархии получают архиерейскую стипендию. Мы выбрали лучших. Среди них могут быть верующие и неверующие, православные и мусульмане. Главное условие: успеваемость, честность, порядочность и занятие общественными делами. Мы студентов не разделяем по религиозным взглядам.

- Какие сейчас угрозы бросает мир христианству и всему человечеству?

- Вопрос суррогатного материнства. В России Пугачева, Киркоров и другие люди, которые объявляют публично, что у них есть свои дети, рожденные таким образом, при этом их поддерживает СМИ, тем самым невольно призывая людей «повторять их путь».

Страшно, что порой там, где мама должна готовиться родить ребенка, висит объявление об аборте. И это вместо того, чтобы показывать счастливых родителей, у которых уже есть дети, а не пугать трудностями материнства. Немалая угроза - это очернение людей ответственных профессий, как полицейских, врачей и учителей, которые, якобы, все время берут взятки.

Другая проблема - однополые браки. Не всегда СМИ осуждают этот страшный поступок. В России мы имеем право обличить это грех, мы имеем право цитировать апостола Павла, который сказал, что эти люди «Царства Небесного не наследуют». На Западе священнослужители за обличение такого «союза» могут оказаться за решеткой. Они страдают за то, что не хотят венчать такие «пары». Ужасно, что в Швеции епископ Стокгольма Ева Брунне - открытая лесбиянка. К чему может призывать «такой служитель»? Ничего страшного в этом нет?

Каждый день как Новый год

- Какие основные направления работы вашей епархии?

- Любой человек скажет, старт важен, но важней финиш. Есть слова Христа, «в чем застану, в том судить буду». Нам дороги старики. Если в храме нет людей преклонного возраста, а только молодежь - это печально. Пожилые - молитвенники.

Молодежь спешит, им нужно получать образование, работать. Порой некогда совершать молитву. Вся надежда на стариков. Им же передают внуков на воспитание. Для меня радостно, если я вижу счастливые глаза бабушек, дедушек, значит, они правильно воспитывают своих внуков. Приятно, когда вижу молодых людей, значит, есть будущее у Родины. В храме человек слышит призыв любить. Он начинает любить свою супругу, детей, окружающих людей. Каждый человек нам дорог, но особенно нам дороги старики.

- Вы уже три года служите в Орской епархии, ваша паства меняется?

- Меняется. Знаете, что заметил, люди все чаще и больше носят белую и светлую одежду. По-моему, это хороший показатель. Когда я приехал в Орск, черных платков было больше. Храмы епархии помолодели - это тоже хороший показатель. Подготовленных людей к причастию стало больше.

Мне очень отрадно видеть множество людей на наших открытых уроках воскресных школ в начале и в конце учебного года. Собирается около тысячи человек, из которых около семисот молодых. Я не знаю, кто может проводить мероприятия, в которых добровольно принимает участие такое количество людей. Радостно, что после этих встреч, они дружат между собой, заключаются браки. Значит мы на верном пути. Рад, что все с нетерпением ожидают следующую встречу.

Скоро пройдет Рождественский концерт и Сретенский бал. На последнем балу было около 30 пар. Сегодня зал гимназии не помещает всех желающих. Было принято решение провести Сретенский бал в здании ДК «Нефтехимиков» города Орска. Принимать участие будут и представители общеобразовательных школ.

Также раньше кулинарный конкурс проводили на территории гимназии, ныне на территории колледжа, где есть большой зал, который может вмещать многих желающих.

- Что вы пожелаете в Новом году и на праздник Рождества всем оренбуржцам?

- Вы знаете, в православии принято считать каждый день как Новый год. Если до этого дня я не обращал внимание на окружающих людей, не любил их, то после того, как я стал христианином, после моей исповеди, вокруг меня есть братья и сестры, с которыми я должен радоваться и скорбеть. Если с этого момента у меня начинается новая жизнь, то и начинается Новый год. И я желаю, чтобы каждый из нас сказал: «я поздравляю тебя с Новым годом, потому что в твоей жизни случилось что-то важное, ты стал другим».

Важно, чтобы эти слова звучали из уст окружающих людей. Таким образом, Новый Год наступает тогда, когда я исповедуюсь, причащаюсь и становлюсь лучше.

Тот человек, который желает в этот день напиться, чтобы так весело прожить целый год, он несчастный человек и сильно ошибается.

Еще хочу обратиться ко всем людям: «Пожалуйста, 1 января поздравьте друг друга. Обратите внимание на людей преклонного возраста. Они порой одиноки, их практически никто не поздравляет. И они уходят из этой жизни, думая, что забыты».

источник: АиФ


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru