О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Иностранных агентов может стать еще больше

  версия для печатиотправить ссылку другу
Иностранных агентов может стать еще больше
24 Декабря 2015

На этой неделе Владимиру Путину поступил доклад от рабочей группы, созданной в администрации президента для уточнения понятия политической деятельности некоммерческих организаций. По закону те НКО, которые занимаются ею на зарубежные гранты, считаются в нашей стране иностранными агентами. Напомним, что они должны обязательно указывать этот статус в ходе любой своей публичной активности.

В действующем законе термин «политдеятельность» сформулирован по-русски широко. НКО нужно участвовать, в том числе и через финансирование, «в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими госполитики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

И хотя в том же самом законе строго указано, что «деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность» к делу не относится, на практике это не всегда оказывается так.

Правозащитники изначально критиковали эту размытую формулировку. И вот 1 октября на заседании президентского Совета по правам человека Путин наконец заявил: таких определений быть не должно, чтобы у власти не было возможности подгонять под них все, что ей не нравится. К 20 декабря, поручил он своей администрации, должен появиться понятный термин.

Есть, правда, большая вероятность, что благодаря настойчивости СПЧ в ловушку закона об иноагентах скоро может попасть еще больше НКО. Ловушка же может вырасти потому, что Минюст вроде бы как предполагает оценивать потенциальных иноагентов по трем критериям – через цели, сферы и формы их деятельности. И еще неизвестно, что будет хуже: нынешний формальный бюрократический подход или новый – все такой же бюрократический, но уже вдумчивый. Представляется, что последнее поопаснее.

А тут еще и Общественная палата творчески подошла к наработкам Минюста, предложив уточнить их количественными критериями. Например, организация более двух митингов за год – и если на счете есть зарубежные деньги, то добро пожаловать в иноагенты. Или, скажем, если более трех четвертей всех средств, в том числе и из-за границы, тратится на издание материалов о политике, то путь в спецреестр открыт. Ну а уж если кто-то занимается наблюдением за выборами или причастен к последним хотя бы краем, то это точно будет политНКО и кандидат в иноагенты.

Как известно, при принятии в России данного закона за образец был взят закон США 1938 года с аббревиатурой FARA в названии. Сами американцы объясняют, что сейчас он серьезно изменен и заставляет регистрироваться только тех, кто работает по прямому поручению иностранного спонсора и в его непосредственных интересах. Короче говоря, везде большое значение имеют интерпретации и нюансы.

Так вот, в нашей стране закон об иноагентах стал демонстрацией недоверия власти даже не столько к критически настроенной, сколько к просто активной части общества, которую, получается, все время подозревают в попытках подрыва устоев. И хотя власть неправильность этого, кажется, уже почувствовала, но зачем-то стала действовать на раскол третьего сектора. Социально ориентированным НКО – поддержку и деньги, политическим, условно говоря, – спецреестр и штрафы. Между тем снять остроту взаимного недоверия можно было просто – убрать из закона политдеятельность в качестве критерия занесения в список иноагентов. Пусть все, кто получает средства из-за рубежа, спокойно об этом уведомляют. Что, кстати, подавляющая часть НКО неукоснительно и делает с начала 2000-х годов.

источник: НГ


также в рубрике ] мы: