О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Москва религиозная: путеводитель

  версия для печатиотправить ссылку другу
18 Декабря 2013

Статистика говорит, что в Москве живут представители более 100 наций и народностей, которые связаны с самыми разными религиозными конфессиями. Всего в российской столице зарегистрировано более 900 религиозных организаций, около 40 конфессий и более 150 религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций.

Самым крупной и влиятельной, безусловно, является Русская православная церковь Московского патриархата, в ведении которой более 320 приходов. Кроме этого, у старообрядческой церкви есть 11 приходов и 6 храмов, 25 мусульманских общин и 6 мечетей, 15 иудейских общин и 5 синагог, 15 буддистских общин и 3 культовых сооружения, 12 приходов католической церкви и 2 храма, а также семь приходов лютеранской, включая 3 храма.

Помимо христиан, мусульман и иудеев в столице живут около 150 тысяч последователей иных религиозных конфессий. Корреспондент «МИР 24» потратила два дня, чтобы побывать в храмах основных религиозных общин столицы.

ИУДЕИ

Четверг. 8.30 утра. Еще не рассвело. У синагоги на Большом Спасоглинищевском переулке собрались иудеи, которые пришли на богослужение. Евреев с длинными бородами, пейсами и шляпами с широкими полями здесь практически нет. На входе охрана. Дети бегают, резвятся, громко разговаривают. Непривычно, спрашиваю одного из прихожан о том, почему дети ведут себя так вольготно. Слышу в ответ о том, человек до 13 лет считается ребенком, поэтому ему все разрешено - даже в синагоге. А вот после 13-ти мальчик становится мужчиной, а девочка – девушкой, после чего они должны вести себя как взрослые.

человек до 13 лет считается ребенком, поэтому ему все разрешено - даже в синагоге

С началом богослужения прихожане достают из своих сумок маленькие черные коробочки, тонкие кожаные ремни, кипы, четыре веревочки и накидки. Черная коробочка – это тфилин, в нем находятся отрывки из Торы. Одну коробочку при помощи черных кожаных ремешков надевают на левую руку, другую на голову («у сердца своего и меж глаз своих» - гласит Тора). По бокам к краям одежды прихожане привязывают четыре нити - цицит. Они служат напоминанием о заповедях.

Одну коробочку при помощи черных кожаных ремешков надевают на левую руку, другую на голову
С началом богослужения прихожане достают из своих сумок маленькие черные коробочки, тонкие кожаные ремни, кипы, четыре веревочки и накидкизал разделен на женскую половину и мужскую
















Вхожу в зал. В синагоге есть скамейки, зал разделен на женскую половину и мужскую. Мужчины внизу, женщины – наверху. Все открывают Тору. Я сижу на втором этаже в женском зале, кроме меня, здесь еще две женщины и две девочки. Раввин выносит рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева, который используется для еженедельного публичного чтения в синагоге.
В синагоге – отдельные помещения для горских и грузинских евреев.

Раввин выносит рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева
Все открывают ТоруРаввин выносит рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева, который используется для еженедельного публичного чтения в синагоге.







«Здесь можно позавтракать», - говорят мне. «Где? В синагоге?», - спрашиваю. «Да, здесь есть уютный ресторанчик, где вкусно готовят, и цены там смешные». Поднимаюсь наверх. На стене вывеска: «Ресторан «Римон». Внутри действительно очень красиво. Сажусь. Подходит официантка, дает меню. Цены, в основном, представляют из себя двузначные цифры. Заказываю блинчики с вареньем, салат и чай, плачу 150 рублей. Все оказывается очень вкусным. Выясняется, в ресторане есть не только еврейская кухня, но еще русская, украинская и ближневостоная, причем открыт ресторан всем желающим. Нужно лишь прийти в синагогу, подняться по лестнице направо и войти в дверь под номером 208, на которой висит табличка «Выход».

«Ресторан «Римон»

Выхожу из синагоги. Напротив стоит скульптурная композиция «Птица счастья»: рука, выпускающая голубя. По словам прихожан, она олицетворяет дружбу между народами. Рядом – символическое воплощение Стены Плача – стена из колотого камня, размерами примерно 4 на 10 метров. Между камнями, как и в Стене Плача в Иерусалиме можно найти записочки, на которых иудеи пишут свои просьбы.

Фасад здания
Рядом – символическое воплощение Стены ПлачаМежду камнями, как и в Стене Плача в Иерусалиме можно найти записочки, на которых иудеи пишут свои просьбы

Синагога на Китай-Городе

БАПТИСТЫ

Недалеко от синагоги, на Китай-городе находится храм баптистов. С виду – ничем не отличающееся от соседних построек здание. По крайней мере, сложно догадаться, что это храм, поскольку на нем нет ни одного символа. Только подойдя ко входу и прочитав вывеску можно понять, что это церковь. Захожу – внутри никого. Ко мне подходит мужчина в костюме, представляется дьяконом. Рассказывает, что в храмах баптистов священнослужители не надевают специальную одежду. Внутри храма по обе стороны скамейки.

Недалеко от синагоги, на Китай-городе находится храм баптистов.Недалеко от синагоги, на Китай-городе находится храм баптистов.







На втором этаже находится балкон, где стоит орган: по воскресеньям здесь проходят вечера органной музыки. Во внутреннем убранстве – никаких ритуальных символов, лишь витраж над алтарем с надписью «Бог есть любовь». Дьякон говорит, что баптистом может стать только взрослый человек: «Детей у нас не крестят. Стать баптистом можно только в осознанном возрасте, поскольку крещение несет в себе определенную нагрузку. Это акт личного волеизъявления человека и его осознанное приобщение к церкви», - говорит священнослужитель.

Во внутреннем убранстве – никаких ритуальных символов, лишь витраж над алтарем с надписью «Бог есть любовь»

В центре храма стоит кафедра, на которой лежит Библия. Перед кафедрой находится баптистерий - небольшой бассейн, в котором совершается водное крещение. Поднявшись на второй этаж, можно попасть на балкон. Дьякон говорит, что балкон был построен уже в советский период: в храм приходило много людей и всем не хватало места. По воскресеньям даже проводили по три богослужения, чтобы все могли прийти на службу.

Перед кафедрой находится баптистерий - небольшой бассейн, в котором совершается водное крещение.

В советское время это была единственная протестантская церковь в Москве, поэтому здесь было много иностранцев. Сейчас у московской общины около полутора тысяч прихожан (впрочем, тут предпочитают называть прихожан «членами» церкви).

Орган

Дьякон говорит, что пришел к вере уже в осознанном возрасте. «Мой сын был инвалидом – у него одна нога была короче другой на 5 сантиметров. В 9 лет ему должны были делать операцию. Я молился, и мои молитвы спасли его, операция прошла удачно. Сейчас мой сын живет обычной жизнью. После этого я и крестился здесь», - рассказывает священнослужитель. На прощание дает мне приглашение на вечер органной музыки. Кладу его в сумку и иду в кафедральный лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла, который находится неподалеку.

Сейчас у московской общины около полутора тысяч прихожан

ЛЮТЕРАНЕ

Десять минут пешком и передо мной открывается невероятной красоты здание. Собор Петра и Павла был построен в начале ХХ века и является одним из двух действующих лютеранских храмов в Москве - есть еще церковь Святой Троицы на Введенском кладбище.

Собор Петра и Павла был построен в начале ХХ века

Первые лютеране в Москве появились еще во время княжения Василия III – в основном, это были немецкие ремесленники, врачи и купцы. При этом, Собор Петра и Павла был построен уже в начале ХХ века – в 1905 году, а в 1937 его закрыли, общину разогнали, а пастора арестовали. Устроили сначала здесь кинотеатр, а потом поселили студию «Диафильм». Шпиль церкви разрушили в 1957-м накануне международного фестиваля молодежи и студентов – чтобы лютеранский крест не выдавался на фоне советского пейзажа.

Первые лютеране в Москве появились еще во время княжения Василия III

На богослужениях лютеране сидят. На противоположной от входа стороне - алтарь. Наверху, как и у баптистов, находится орган. На окнах – витражи, которые придают еще большую красоту внутреннему убранству храма. На деревянной дощечке написаны цифры - это номера гимнов, исполнение которых планируется на богослужении. Посетители храма, придя на богослужение, могут взять книжку с гимнами, каждый из них имеет свой порядковый номер.

Рядом с храмом – капелла. «А капелла», как мы помним, - это исполнение песен без музыки. Так вот, в этой часовне богослужения идут без органного сопровождения. Рядом с храмом - детская площадка. Дело в том, что в капелле проходят, в том числе, и детские богослужения, а потому после службы маленькие прихожане могут здесь поиграть.

 Рядом с храмом - детская площадка.

Собор Петра и Павла построен в духе строгой немецкой готики. Рядом здание, которое сохранилось с XVI века – легендарные палаты Мазепы. По преданию, один из подвальных тоннелей ведет в московский Кремль.

Продолжение следует...

Татьяна Поддубская

источник: МИР24


также в рубрике ] мы: