О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

«Милости хочу, а не жертвы», или еще раз об усыновлении в США

  версия для печатиотправить ссылку другу
27 Декабря 2012
В дни поста и подготовки к встрече с Богомладенцом Христом враг не дремлет и в очередной раз вносит соблазн, разделение и смущение в сердца людей, как в России, так и за ее пределами.

Казалось бы, ответ Государственной Думы РФ на «закон Магнитского» должен быть адресным, предусматривать для лиц, которые провели этот закон в США меры, равные по значению. Но поправка, принятая российской стороной, наказывает не сотни причастных к этому, а сотни тысяч ни в чем неповинных жителей Америки, которые желают усыновить детей из России. Еще страшнее, что наказываются российские дети, сироты, часто инвалиды, которые лишаются, возможно, единственного шанса получить семью, любовь и лечение.

Наказываются и православные граждане США, которые хотят усыновить ребенка. Все дети, усыновленные прихожанами в нашем Сан-Францисском благочинии, взяты исключительно из России и Украины. Когда ко мне, священнику Русской Церкви, обращались бездетные православные пары разных традиций — русские, украинцы, греки, американцы с вопросом, как им быть, я обычно отвечал: «Подумайте о том, чтобы взять ребенка из детдома в России». Теперь не знаю, что им говорить.

За 30 с лишним лет служения в США мне ни разу не приходилось навещатьдетдом или приют. Этого нет в нашей пастырской практике, поскольку нам просто неизвестны в наших краях детдома и приюты. Я не говорю, что их вовсе нет в США — но я о них никогда не слышал и ни разу в жизни не встречал коренного американца, воспитанного в детском доме. Подавляющее большинство приемных детей в американских семьях — из других стран.

В Америке не принято в таких случаях скрывать от ребенка его происхождение. Приемные родители обычно стараются не отрывать его от национальных корней и традиций, знакомят с культурой родной страны. Так делают не все поголовно — но очень многие. Американцы протестантского или католического вероисповедания, усыновившие детей из России или Украины, обычно заботятся о том, чтобы дети сохраняли свою национальную и религиозную идентичность. Если они не крещены, усыновители крестят их в Православной Церкви.

В нашем благочинии, с приходами которого я хорошо знаком, таких случаев много. В приходской школе в Сан-Франциско в разное время учились приемные дети из России. Американские родители растят их православными, сами оставаясь протестантами или католиками.

Знаю, впрочем, местную пару протестантского вероисповедания, которая взяла двух девочек из Украины. Уже здесь, в Калифорнии, их стали водить в русский православный храм. Родители, таким образом, близко познакомились с православной верой. Через какое-то время они и сами приняли православие и взяли еще двух детей из Украины. Теперь вся семья активно участвует в богослужебной жизни одного из наших приходов.

Граждане Америки, которые хотят усыновить детей, не получают ни копейки от государства — они платят за все из своего кармана. Для представителей американского среднего класса усыновление ребенка из России это огромные расходы, не менее 30 тысяч долларов. Эта сумма включает несколько поездок в Россию, медицинский осмотр ребенка, официальную оплату услуг международного агентства по усыновлению.

Есть и расходы неофициальные — от многих приемных родителей приходилось слышать, что, как минимум, одна-две тысячи долларов у них уходила на взятки представителям российской/украинской стороны. Иначе те создают иностранным усыновителям непреодолимые препятствия.

Принятие так называемого «закона Димы Яковлева» подразумевает еще и денонсацию двустороннего российско-американского соглашения об усыновлении. В этом случае российские дети, уже живущие в приемных семьях (глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина считает, что таких детей в США от 40 до 50 тысяч), лишаются российского гражданства и защиты российских властей.

То есть, Россия фактически готова отказаться от десятков тысяч детей. Но как же это согласуется с провозглашаемой защитниками поправки заботой о российских детях? Как связать это с задачей укрепления связей с соотечественниками за рубежом, необходимостью сохранения русского языка и культуры, строительством «русского мира», которому в последние годы российское правительство уделяло столько внимания и средств?

Нельзя играть в политические игры с детьми, самыми беззащитными членами общества. Нельзя приносить их в жертву каким бы то ни было интересам. К тем, кто пользуется детьми в своих целях, можно отнести евангельские слова: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17, 2).

Решения о судьбах детей принимают политики и чиновники, в большинстве своем далекие от их проблем. Они, возможно, знают о том, каково положение многих детских домов в России, знакомы со статистикой и цифрами, слышали, что многие сироты-инвалиды в России не могут получить необходимого лечения и ухода. Но они никогда не видели этих детей своими глазами. Иначе проблемы российских сирот, наверное, не достигли бы таких катастрофических масштабов.

Можно спорить о том, хорошо ли это в принципе — отдавать детей на усыновление в другие страны. Но начинать этот спор стоит только тогда, когда для содержания, лечения, социализации каждого из этих сирот будут созданы приемлемые условия в России. Хочется надеяться, что полемика, которая поднялась вокруг этого закона, заставит всех нас вспомнить об этом.

А еще вспомним о библейских младенцах, усыновленных ради сохранения их жизни и возможности выполнить свою миссию.

О мальчике Моисее, воспитанном дочерью фараона в Египте — он станет освободителем своего народа.

О девочке Есфири, удочеренной родственником после смерти родителей — она спасет свой народ от истребления на чужбине.

Наконец, о грядущем в мир Спасителе всего человечества — младенце Иисусе, которого Иосиф принял как родное дитя.

источник: Православие и мир


также в рубрике ] мы: