С 2000 года по сей день 5000 армян, исповедовавших ислам, приняли христианство
16 Декабря 2011
Вчера в стенах ереванской гостиницы «Конгресс» стартовала двухдневная научная конференция по теме » Религиозно-конфессиональные сегменты армянства: вызовы и возможности», организованная Министерством спюрка РА, фондом «Гиксос» и научно-образовательным фондом «Нораванк» Участники конференции обсуждали проблемы и возможности, создаваемые разнообразием религиозно-конфессиональных сегментов в армянском мире. В данном контексте есть реальная потребность сбора и анализа экспертных оценок с целью разработки механизмов эффективного взаимодействия между разными сегментами.
«ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ, ВНЕ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ, напрямую связанной с нашей национальной и духовной безопасностью», – сказал в интервью «ГА» директор фонда «Нораванк» Гагик Тер-Арутюнян. – Очевидно, что вопросы, связанные с инорелигиозными армянами, находятся в теснейшем взаимодействии со многими другими сферами, касающимися и связей с диаспорой (ибо значительная часть иноконфессиональных армян проживает за рубежом), и внутренней политики Армении (ведь мы не должны забывать о сектах) и т.д. Необходимо учитывать и тот факт, что инорелигиозные армяне – в частности, мусульмане, католики, протестанты – обладают серьезным политическим весом и большим потенциалом за рубежом. Особенно это касается Ближнего Востока, где сегодня происходят глубинные трансформации. Мы должны задействовать имеющийся потенциал… В этой связи хотелось бы повторить слова президента Сержа Саргсяна, который, выступая в Нью-Йорке, отметил, что вне зависимости от того, носителем какой религии является армянин, вне зависимости от того, на каком языке он говорит, он в первую очередь – армянин…»
Особое внимание на конференции было уделено вопросам сохранения национальной идентичности иноконфессиональных сегментов армянства. Исторические причины привели к тому, что с середины XIX века Армянской Апостольской Церковью были созданы Армянская Католическая и Протестантская Церкви. А в период Геноцида армян в Османской империи армяне массово подверглись насильственной исламизации. В итоге на сегодняшний день наряду с приверженцами ААЦ во всем мире насчитывается порядка 500 тысяч армян-католиков, проживающих в Армении, Северной и Южной Америке, Австралии, Европе, странах СНГ и на Ближнем Востоке, около 180 тысяч армян-протестантов, проживающих в вышеуказанных регионах и примерно 1,5 миллиона исламизированных армян, проживающих в Турции, арабских странах, России и Европе…
Кстати, на конференции были озвучены ужасающие цифры: ежегодно 100 миллионов христиан и 35 миллионов мусульман в мире подвергаются гонениям и репрессиям за свою веру, 105 тысяч христиан гибнут из-за своей принадлежности к христианской вере. 35 тысяч мусульман каждый год погибают опять же по религиозным причинам – достаточно вспомнить террористические «разборки» между шиитами и сунитами…
КОНЕЧНО, ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ БЫЛО УДЕЛЕНО исламизированным армянам, проживающим в Турции. «В последние годы в Турции имели место процессы, связанные с вопросами этнической идентификации, и для нас это особенно интересно потому, что происходили они в армянской среде, – сказал в интервью «ГА» заместитель декана факультета востоковедения ЕГУ Рубен Мелконян. – В 50-х годах прошлого века в Турции исламизированные в разные периоды истории армяне начали возвращаться к своим истокам – пришедшая к власти демократическая партия обеспечила некоторые свободы. Но эта волна быстро спала, и вновь аналогичный процесс мы начали наблюдать только в начале XXI века. С 2000 года по сей день 5000 армян, исповедовавших ислам, приняли христианство. Правда, это очень приблизительная цифра. Кроме того, много армян в Турции возвращаются в лоно христианства, но не афишируют это. Проблема, однако, в том, что армянская община Стамбула не слишком приветливо принимает исламизированных армян, желающих принять христианство – последние в основном живут в глухих, отсталых сельских районах, имеют соответствующий внешний вид и манеры и, конечно, отличаются по культурному уровню от стамбульских армян…»
Однако за последний год все же произошел некоторый перелом во многом благодаря исполняющему обязанности патриарха Араму Атешяну, многократно заявлявшему, что необходимо создавать все условия, дабы исламизированные и вернувшиеся к христианской вере армяне могли полноценно интегрироваться в жизнь армянской общины. Кстати, Атешян в этом году сам крестил свою родную сестру и племянников, тоже исламизированных в свое время. И все же, несмотря на позитивные перемены, проблема дистанции пока сохраняется. Более того, многие исламизированные армяне в Турции по-прежнему боятся открыто заявлять о своей идентичности…