О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Рекомендация 1278 (2002) 1 Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Российский закон о религии»

  версия для печатиотправить ссылку другу

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1278 (2002) 1
ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РОССИЙСКИЙ ЗАКОН О РЕЛИГИИ

Новый российский закон о религии вступил с силу 1 октября 1997 года, заменяя и отменяя закон от 1990 года, который в целом характеризовался как весьма либеральный. Высказывалась определенная озабоченность в отношении содержания нового закона и практики его применения. Решения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года, 13 апреля 2000 года и 7 февраля 2002 года, а также перерегистрация религиозных объединений на федеральном уровне, успешно завершенная Министерством юстиции 1 января 2001 года, способствовали решению лишь некоторых из этих проблем.

Закон, хотя и является приемлемой основой для деятельности большинства религиозных объединений, тем не менее, может быть усовершенствован. Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ уже ограничил применение так называемого "правила 15-ти лет", которое первоначально серьезно урезало права религиозных групп, оказавшихся не в состоянии доказать факт своего существования на территории РФ в течение пятнадцати лет до вступления в силу нового закона, полная отмена этой нормы, по мнению ряда таких групп, способствовала бы значительному улучшению законодательной базы.

Выявленные проблемы в основном касаются отсутствия единообразия в применении этого закона. Хотя ни от одного религиозного объединения не поступало жалоб на систематическую дискриминацию или преследования со стороны государства, в некоторых регионах проблемы сохраняются. Одна из таких проблем связана с тем, что в ряде субъектов РФ были приняты собственные законы о религии, не всегда соответствующие федеральному законодательству. По имеющимся сведениям этот вопрос сейчас изучается в Администрации Президента РФ.

Существуют также проблемы, связанные с тем, что должностные лица на местах в некоторых случаях (хотя и не систематически) подвергают дискриминации и преследованиям представителей ряда религиозных объединений определенных конфессий, объединяющих на данной территории небольшое число людей. Иногда за Русской Православной церковью (РПЦ) должностными лицами на местах признается главенствующий статус, что вынуждает другие религиозные объединения получать у местных представителей РПЦ согласие на осуществление своих проектов (например, на аренду/строительство зданий под церковь или мечеть). Иногда жалобы религиозных объединений в компетентные органы, например, в прокуратуру по поводу физических нападений или поджогов церквей остаются без ответа, и данным объединениям приходится обращаться со своими заявлениями в суд.

Кроме того, некоторые местные и региональные подразделения Министерства юстиции отказывали в (пере)регистрации некоторым религиозным объединениям, хотя те уже прошли регистрацию на федеральном уровне. Министерство юстиции России, судя по всему, не в состоянии контролировать эти местные и региональные подразделения в соответствии с принципом верховенства закона, предпочитая, чтобы сами религиозные объединения добивались пересмотра решений этих подразделений о регистрации через суд вместо того, чтобы предпринимать внутриведомственные меры для исправления положения. Особого внимания в этом смысле заслуживает ситуация с "Московским отделением Армии Спасения", и в этой связи Министерство юстиции России должно провести дисциплинарное расследование деятельности своего Главного управления по г. Москве. Главное управление по г. Москве предприняло попытку ликвидации этого отделения "Армии Спасения" (несмотря на наличие у последнего регистрации на федеральном уровне) якобы за несоблюдение установленного срока перерегистрации. 7 февраля 2002 года Конституционный Суд вынес решение в пользу Армии Спасения.

Исходя из вышеизложенного, Ассамблея рекомендует российским властям:

обеспечить более единообразное применение закона о религии на всей территории Российской Федерации, прекратить необоснованную дискриминацию в отношении некоторых религиозных объединений в регионах и на местах и практику привилегированного отношения к РПЦ со стороны местных должностных лиц, в частности, отменив действующее в ряде регионов требование о том, чтобы религиозные организации получали предварительное согласие РПЦ на свою деятельность;

обеспечить более активную роль Министерства юстиции России в разрешении споров между его местными/региональными должностными лицами и религиозными организациями до передачи этих споров в суд путем принятия мер по исправлению ситуации по своим ведомственным каналам в случае обнаружения фактов коррупции и/или неправильного применения закона о религии, что устраняло бы необходимость обращения в суд по этим вопросам;

не производить конфискацию имущества в случаях, когда на основании решения суда религиозное объединение ликвидируется в соответствии с законом о религии до исчерпания ими всех юридических средств защиты (включая обращения в национальные и международные апелляционные судебные инстанции);

создать независимый внесудебный контрольный орган, в котором были бы представлены религиозные объединения, для оказания посреднических услуг и разрешения проблем при возникновении разногласий между местными органами власти, иными должностными лицами и религиозными организациями в РФ;

ускорить рассмотрение в парламенте России проекта закона об альтернативной гражданской службе с тем, чтобы гражданам, чьи религиозные убеждения препятствуют прохождению ими военной службы, была предложена альтернатива;

гарантировать регулярное предоставление эфирного времени религиозным организациям государственными СМИ.

7. Ассамблея также призывает власти Российской Федерации при решении вопросов, касающихся религии, принимать к сведению принципы, содержащиеся в рекомендациях 1396 (1999) "О религии и демократии" и 1412 (1999) "О незаконной деятельности сект".


также в рубрике ] мы: