О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Индуизм – вне закона? В России на грани уничтожения оказалось целое религиозное движение

  версия для печатиотправить ссылку другу
Индуизм – вне закона? В России на грани уничтожения оказалось целое религиозное движение
29 Февраля 2016

В 2000-е годы появилось одно из новых индуистских направлений – учения Адвайты, которое проповедует Лайя-йогу (Монастырь «Собрание тайн», гуру Валерия Минцева). В 2010-х годах это движение стало наиболее известно под именем «Дивья Лока» - по имени монастыря «Дивья Лока» (что означает «дивный край»), который был отстроен движением в Ветлужском районе Нижегородской области. У адвайтистов появились свои школа для последователей и свои монахи. В планах – было возведение статуи верховного божества Даттатрейи около монастыря. Казалось, что наряду со старейшим российским индуистским движением Общество Сознание Кришны появится еще одно.

Индуистское движение со временем отказалось от тех, названий, которые появлялись в прессе, и индуисты этого направления стали называть себя - "Санатана Дхарма" или "Всемирная община Санатана Дхармы"

Однако уже к 2016 году движение было фактически рассеяно, а монастырь оказался под угрозой полного уничтожения. Представители власти не допустили создания нового общероссийского религиозного движения.

Руководство «Дивья Локи» активно защищало себя только в самом начале кампании против них – в 2013 году. Тогда появились первые антисектантские статьи в прессе, стали проводиться обыски со стороны правоохранительных органов, во время церковных праздников приезжала полиция. Затем, как отмечают члены Совета Общины, «мы перестали «выяснять отношения» с системой, поскольку не обладаем достаточным ресурсом. По этой же причине избегаем излишней огласке проблемы, чтобы СМИ не выворачивало это наизнанку по принципу «у сектантов сносят храмы»».

По словам некоторых членов Дивья Локи, зимой 2013 года по неофициальным каналам верующие якобы получили копии протоколов заседаний Министерства внутренней политики Нижегородской области. Участники заседания, скорее всего, могли выразить «резко отрицательное отношение к существованию нашей общины и ее деятельности». На этом же заседании и могли быть приняты решения о начале гонений на монастырь (спустя уже несколько дней после этого заседания в Дивья Локу пришли с проверками).

Последующие действия местных властей и прокуратуры показали, что верующим из Дивья Локи, действительно, решили не оставлять никаких шансов на выживание. Монастырским советом было принято решение «не ввязываться» в разборки с представителями власти (сами члены общины определяют их как: «ГУВД, отдел "Э", местная администрация, прокуратура и другие непонятные люди из непонятных структур»). В итоге судебные процессы проходили без участия монахов.

30 июля 2014 года в отношении последователей общины было возбуждено уголовное дело по ст. 239 ч.1 УК РФ, в ходе которого 13 августа 2014 года были проведены обыски большинства зданий Дивья Локи, в том числе в трех храмах. Храмы были опечатаны как вещественные доказательства.

В сентябре 2014 года начались проверки земельного комитета и было возбуждено уже административное дело в отношении собственников земель под тремя храмами с требованием признать храмы Дивья Локи самовольными постройками и снести их. Уже 17 сентября 2015 года Ветлужский районный суд Нижегородской области принял решение (по делу № 2-14/2015) признать храмы самовольной постройкой, прекратить право собственности на них, расторгнуть договор об аренде (который был заключен на 49 лет), обязать собственников в срок до 1 июля 2016 года своими средствами и за свой счет осуществить снос построек (трех храмов – Даттатрейи, Васиштхи, Семи Риши). В решении отмечалось, что власти давали разрешение на строительство только хозяйственных построек, но не общественных.

22 декабря 2015 года Нижегородский областной суд оставил решение о сносе храмов в силе. Как отмечают сами монахи (в интервью автору статьи), «поскольку мы являемся людьми верующими, то не собираемся сносить собственный храм (по религиозным убеждениям)».

Важно отметить, что признание зданий культовыми постройками стало даже отягчающим обстоятельствам, хотя фактически власти, таким образом, автоматически нарушают права верующих, принципы религиозной свободы, «оскорбляют чувства верующих», когда сносят храмы. Никакой чрезвычайной ситуации, требующей сноса храмов, не было (монастырь был создан на месте деревни Чухломка, где даже не осталось домов). Верующим также никто не предлагал предоставить другую землю. Экспертиза храмов, как культовых построек, была проведена профессором Нижегородского исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского Н.И. Солнцевым, который подтвердил факт того, что в храмах присутствуют религиозные предметы и они используются для богослужений. По своему внешнему виду храмы напоминают полуиндуистские православные часовни.

Что касается уголовного дела по статье 239, ч.1 УК РФ, то оно появилось явно для параллельного устрашения общины и движения в целом. Оно пока ничем не закончилось и вряд ли будет доведено до конца.

Постановление о возбуждении уголовного дело от 30 июля 2014 года отличается большой изобретательностью в части описания обвинений в отношении «неустановленного круга лиц». В частности, в нем говорится: «Этический кодекс монаха» и «Этический кодекс ученика-мирянина» содержат положения о строгом контроле жизни и деятельности адептов со стороны руководителей монастыря. Последователи культа ограничены в правах и свободах. Предусмотрена практика унижения их человеческого достоинства, насилия в виде системы наказаний».

Унижениями считаются «принципы монашеской этики «покаяние, епитимьи, обеты», а также воздержание в еде, требования молитв и омовений. Следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области Э.Р. Мамадалиева полагает, что монашеские обеты и аскетические требования нарушают ст.21 и ст.35 Конституции РФ. Например, в постановлении нарушением прав является правило – «не противоречить гуру», а также установления, касающиеся пожертвований членов общины.

Позиция индуистских монахов проста: «Мы считаем обвинения необоснованными. Мы придерживаемся принципов и правил, присущих индуизму в целом, а частные этические принципы нашей общины никогда не нарушали свободу воли ее членов». Другой представитель Дивя Локи подчеркивает: «О монашеских правилах и о бытие в монастыре знают только те, кто там жили или приезжали погостить. Ни одно из правил не противоречит нравам человеческого достоинства, а наоборот построены на преображения человеческих качеств. Те строки, которые взяты как аргумент «опасных для жизни правил» на самом деле выдернуты из контекста».

За период с 2001 по 2014 года через конгрессы Адвайты, форумы, семинары, лекции и ритриты прошло несколько десятков тысяч людей. Община последователей в России составляет около 1 тыс. чел. Вместе с тем, большинство монахов покинуло страну, оставшиеся группы и дхарма-центры ушли в подполье. Верующие никуда не делись, но они отмечают: «В настоящее время наше движение в РФ оказалось в сильно подавленном состоянии. Но движение развивается по «сарафанному радио». В других странах все более успешно, чем в России». Давлению со стороны прессы и правоохранительных органов подверглись и центры в крупных городах России. А сейчас не стало и образовательного центра, каким был монастырь Дивья Лока. Сейчас там живет несколько человек, просто следящих за территорией.

Дивья Лока и глава движения гуру Свами Вишнудевананда Гири (Валерий Минцев) подвергались резкой критики со стороны православных и со стороны бывших своих последователей. Общество пугала и пугает новизна религиозного движения, есть и те, кто был недоволен порядка внутри общины и почитанием гуру как полубожества. Однако правоохранительные органы, как показала практика, не нашли ничего, что нарушало бы законодательство в рамках религиозной деятельности монастыря «Собрание тайн». Ситуация вокруг адвайтистов ясно показывает алгоритм уничтожения целого религиозного движения, даже если ядро этого движения составляют вполне безобидные монахи. Но это совсем не значит, что в лучшие времена оно не сможет возродиться.

Роман Лункин.


  
также в рубрике ] мы: