Славянский правовой центр. Журнал "Религия и право"Единство России, стабилизация численности населения и повышение качества жизни являются в настоящее время наиболее актуальными проблемами современного общества и государства. Различные силы взаимодействуют или противостоят в борьбе за единство и национальное богатство нашей страны. Древнейший институт консолидации нашего общества — Русская Православная Церковь — после многих лет гонений в советский период обрела свободу и встала на путь возрождения своего служения. Изменения, произошедшие в обществе за последние пятнадцать лет, позволили Русской Православной Церкви восстановить и построить несколько тысяч православных храмов, подготовить священников для служения в них. Среди многих задач, стоящих перед Церковью, наиболее важной является восстановление духовности и нравственности людей, православных по рождению, составляющих сегодня большинство населения страны. Современное общество встречается с большим количеством духовных, нравственных и социальных проблем, в решении которых Русская Православная Церковь, в соответствии с многовековыми традициями, призвана принимать активное участие. Вследствие чего и возникает актуальная потребность в научном подходе к оценке и прогнозированию возможностей участия Тобольско-Тюменской епархии в социальном служении. Такой подход к данной теме поможет не только Церкви определить свои перспективы в социальном служении, но и раскроет перед научным сообществом новые пути решения отдельных социальных проблем. Как отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения. Их взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в духовно-интеллектуальной сфере, тем самым, помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований»[1]. Исследования церковной и светской науки могут быть положены в основу создания нормативно-правовой базы социального партнерства епархии с региональными властями. Требует дальнейшего исследования возможность развития социального служения Русской Православной Церкви в современных условиях в сравнении с уровнем этого служения в начале XX века. Актуальным является вопрос подбора и подготовки кадров для социального служения Церкви, разработка программ по взаимодействию Церкви с государственными и муниципальными социальными учреждениями. Многовековая история России показывает, что на ее территории всегда проживали народы разных национальностей и вероисповеданий. Но никто в стране не будет отрицать, что стержень державности и единства Российского государства основан на Православии. На протяжении последних шести столетий Россия была и остается опорой Православия на всей Земле. Наша страна выдержала за эти годы притязания многих народов, прирастая территорией, наращивая военную мощь и укрепляя роль Православия. Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединением Сибири к русскому государству при Иване Грозном. Ермак положил начало освоению азиатского континента русскими. В конце XVI века на берегах многочисленных сибирских рек первые русские поселенцы строили деревни и остроги. На необжитых ранее местах появлялись кресты, часовни и храмы. С учреждением в 1620 году Тобольской епархии роль Православия в Сибири, миссионерская и просветительская деятельность стали усиливаться. Первый архипастырь Тобольский и Сибирский Киприан стал первым летописцем края, повелев записать сведения о походе Ермака со слов соратников знаменитого атамана. Благодаря просветительской и миссионерской деятельности наших великих сибирских святых митрополитов Тобольских Иоанна, Филофея и многих других подвижников, город Тобольск стал в XVII– XIX веках духовной столицей Сибири, крупнейшим образовательным центром на огромном пространстве от Урала до Аляски и от Северного Ледовитого океана до Китая и Дальнего Востока. В начале двадцатого столетия сотни православных храмов духовно окормляли население нашего сурового края, несли свет просвещения народам Сибири, приходы выполняли большую социальную работу с населением. Перемены начались после 1917 года, почти весь XX век продолжались гонения на Православную веру, были разрушены многовековые духовные традиции народа и все институты социального служения Церкви, включая образование, воспитание и дела милосердия. Но вера народная не погибла. Ни террор, ни разрушение церквей, ни материальное уничтожение культуры Православия не в силах были стереть и вытравить ее из памяти народа и его души, потому что эта вера веками ковала и закаляла его характер, хранила в самых жестоких испытаниях. Эта вера, можно сказать, живет в генах нашего народа. После многолетнего насильственного насаждения атеизма в России нам, живущим в начале XXI века, досталось духовное оскудение и упадок нравственности, приводящие к появлению все новых и новых социальных недугов. Современному поколению предстоит решать многие проблемы, среди которых поистине катастрофической является демографический кризис. Возрождение и укрепление духовных, нравственных и культурных традиций православных народов нашей страны поможет решить многие из проблем современности, включая снижение уровня здоровья нации и проблему вымирания народа. С начала 90-х годов XX века началось возрождение церковной жизни в России и тюменской земле. Сегодня в Тобольско-Тюменской епархии многое восстановлено и построено заново. На конец 2004 года действовало 205 приходов, 4 монастыря, 143 храма, 62 молитвенных дома и 20 часовен[2]. Возрожденная епархия живет полнокровной жизнью. Разработана и осуществляется долгосрочная программа совместного сотрудничества между Правительствами Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и Тобольско-Тюменской епархией по духовно-нравственному возрождению общества. Огромные усилия последних лет стали давать результаты. Возрождение состоялось, но впереди большая работа по организации социального служения Церкви на благо жителей Тюменской области. Самой многочисленной группой населения в Российской империи всегда являлись православные, на рубеже XX века наибольшее их число в процентном отношении, в первую очередь, приходилось на Сибирь, а уже затем — на губернии европейской России. На Кавказе православными были только около половины жителей, в Средней Азии более 90% исповедовали ислам. В Польше преобладал католицизм, а в Финляндии — протестантизм. Российская империя сто лет назад состояла из шести больших частей. Приведем данные по количеству населения православного вероисповедания согласно первой Всероссийской переписи 1897 года[3]. Таблица 1. Количество населения православного вероисповедания согласно первой Всероссийской переписи 1897 года, %.
Итак, сто лет назад Сибирь была самой православной частью империи, что можно объяснить двумя основными причинами. Прежде всего, во второй половине XIX века после отмены крепостного права одним из основных регионов переселения малоземельных русских, украинских и белорусских крестьян стала Западная Сибирь. Заселяя этот далекий от столицы, суровый и обширный край, переселенцы расчищали участки под пашню, строили дома и дороги. В Сибирь ехали крестьяне, у которых православная вера была неотъемлемой частью образа жизни. Но главной причиной преобладания Православия в Сибири было то, что сибирские епархии Русской Православной Церкви вели активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Познакомьтесь с данными по количеству и размещению православных церквей, монастырей и часовен в Тобольской епархии в 1914 году[4]. Таблица 2. Количество и размещение православных церквей, монастырей и часовен в Тобольской епархии, данные 1914 года.
Всего православных церквей, монастырей и часовен на территории Тобольской епархии (в современных границах) в 1914 году было 484, что свидетельствует об основательном укоренении православного населения в регионе. В начале века плотность населения в Тобольской губернии составляла лишь 1,7 человека на квадратную версту, поэтому более интенсивное освоение сибирских земель являлось важной государственной задачей. Большое влияние на темпы заселения юга Западной Сибири оказала построенная в конце XIX века Транссибирская железная дорога. Наименее населенными были северные — таежная и тундровая — части губернии, в отличие от южной — лесостепной и степной. Большое участие в укоренении переселенцев в Сибири наряду с государством принимала Православная Церковь. Строились сотни новых храмов и церковно-приходских школ, особенно в селениях, возникших вдоль Транссиба. При финансовой помощи государства в начале столыпинской реформы только в Тобольской губернии было построено 166 церквей и 66 церковно-приходских школ[5]. Все эти меры привели к тому, что в Сибири в начале XX века происходил значительный рост населения. Одновременно с увеличением населения идет весьма значительный рост числа открывающихся приходов. Так, Тобольские Епархиальные ведомости за 1911 г. сообщают: «Были открыты для русских переселенцев зауральских епархий в 1910 году 106 новых приходов, в 1911 году 110 приходов, в будущем 1912 году ожидается 120, вся Россия собирала пожертвования деньгами, иконами, ризницею, церковной утварью, богослужебными и иными книгами»[6]. Столь интенсивное развитие православия в Сибири в конце XIX — начале XX вв. свидетельствует о том, что оно являлось основой жизненного уклада большей части населения региона, опорой государственности, нравственным стержнем общества.
Примечания:
[2] Годовой отчет Тобольско-Тюменской епархии за 2005 годы. г. Тобольск, С. 6. [3] Материалы первой Всероссийской переписи 1897 года. М.: Наука, 2000. [4] Обзор Тобольской губернии за 1914 г. Издание Губернского статистического комитета. Тобольск, 1916. [5] Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск: Типография епархиального братства. №11, 1911. [6] Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск: Типография епархиального братства. №12, 1911. "Религия и право", № 2 (41), 2007, с. 3-4.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |