О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Интервью с президентом религиозного центра «Протестант», епископом СЦЕХ, президентом ГК «Теплотехник» Александром Семченко

  версия для печатиотправить ссылку другу

Давайте начнем со строительства новых храмов РПЦ МП в Москве. Известно, что Вы принимаете участие в строительстве двух храмов, причем в одном из мест, которое Вы взяли под свою опеку, местное население довольно резко протестует против этого строительства. Какими Вы руководствовались соображениями? Ведь Московский патриархат и так финансируется государством, имеет огромное количество жертвователей — он бы и так построил эти храмы. А с протестантскими домами молитвы дела обстоят намного сложнее — часто оттуда выгоняют верующих, общинам не дают землю, не дают строить. Почему Вы решили поддержать именно православный проект?

Александр Семченко: Тот храм, о котором Вы говорили, все-таки строить не разрешили. И площадку эту сняли с адреса строительства — будет другой адрес в Западном округе. А здесь [на Чоботовской улице] протестные настроения жителей преобладают на сегодняшний день, ну и власть согласилась с их требованиями и отступила от строительства этого храма.

Нужно ли было это нам очень? Площадка сложная. Там нужно было забить более 350 свай, слабые грунты насыпные. И я лично рад тому, что эта площадка ушла из адресов строительства. Но нам взамен дали другую. Все равно мы будем строить два православных храма.

Я считаю, что это нужное дело для города. Все храмы сосредоточены в центре и потому не посещаются. Ну не совсем потому не посещаются. Но на окраинах Москвы действительно храмов явно недостает. В этом плане я солидарен с точкой зрения патриархии и московского правительства, что в таком огромном мегаполисе очень мало храмов, расположенных в отдаленных районах, где живет большинство москвичей. Поэтому я это приветствую.

Что касается моего личного участия — инвестирования в строительство, — то у меня есть очень взвешенный личный расчет, и, я надеюсь, что он оправдается.

- Ваши единоверцы могут задать логичный вопрос: хорошо, что Вы помогаете братьям-православным, но почему Вы не строите молитвенные дома в спальных районах? Там ведь тоже нет ни единого молитвенного дома протестантов.

- В Москве действительно проблемы со строительством протестантских храмов по причине отсутствия площадок. Надо сказать, что есть одна площадка, которую мы уже не строим лет десять из-за отсутствия средств у этой Церкви. Пока не удается договориться с этой Церковью о строительстве этого храма.

- А разве православные храмы Вы строите на средства РПЦ МП?

- Нет, мы строим за счет использования прибыли собственных предприятий. Надо сказать, что в руководстве моего предприятия есть люди и сугубо православные, и они меня поддерживают.

И сказать, что мы будем строить только православные храмы, — это тоже неправильно. А если сказать, что мы строим и протестантские храмы по стране и много — это тоже правда.


- Можете привести какие-то примеры, статистику, может быть?

- Сейчас строится огромный храм в Ижевске. Стройку несколько раз останавливали местные власти, и я писал письма в администрацию президента. И мы добивались продолжения строительства. И надеемся его закончить.

- Это какой деноминации храм?

- Евангельские христиане.

А так, конечно, храмов не достает. Но, я бы сказал, что строить протестантский храм - не одно и то же, что строить православный храм, и по деньгам, и по составляющей среди населения.

Я бы сказал, что подавляющее большинство протестантских церквей — коих мы насчитываем более 4 тысяч только зарегистрированных — не превышает 100-150 человек. На мой взгляд, строить протестантский храм для такого количества неразумно — построенный храм нужно еще и содержать, а здесь мы точно не сможем рассчитывать на поддержку властей.


- В отличие от православных храмов?

- Да. То есть построить храм, чтобы потом не знать, что с ним делать… У нас есть такой печальный опыт в Сыктывкаре. Власти Коми, не разобравшись в перестроечный период, в чем они помогают, построили огромный, равный по площади храму Христа Спасителя и похожий на него храм. И даже пригласили с гордым видом Патриарха на освящение этого храма.

Но Патриарх разобрался, что по форме этот храм явно не православный. И даже, говорят, не вышел из машины — осенил его крестом через стекло. Этот храм не достроен, в нем никто не собирается. И я до сих пор не знаю, что с ним делать.


- Он на вашем балансе?

- Он на балансе местной церкви и потихоньку разрушается. А они с удовольствием собираются в помещении столовой — боюсь так говорить — площадью в одну сотую этого храма. И этого им явно достаточно.

То есть тут разные задачи. Православным эти храмы нужны, потому что огромное число местных жителей на Пасху и в другие большие праздники точно их наполнят, чего не скажешь о протестантских.


- А на чем основана такая уверенность, что православные обязательно придут? Статистика посещения храмов на Рождество и на Пасху за последние годы показывает устойчивый спад количества прихожан. Например, в этом году на Рождество 300 московских православных храмов посетило 96 тысяч человек. В то время как на Курбан-байрам в 4 мечетях собралось 150 тысяч человек одних мужчин.

- Впечатляющая статистика, но какова вместимость этих 300 храмов?


- Если один храм Христа Спасителя вмещает 10 тысяч, Богоявленский собор — около 5 тысяч, то, я думаю, что вместимость позволяет прийти в разы большему количеству людей. В прошлые годы же приходило 200-300 тысяч – помещались.

- Я смотрю на часовни и маленькие церкви на окраинах и вижу, как они переполнены на Пасху желающими освятить куличи и прийти, с моей точки зрения, уже не на православное, а на какое-то народное действие, и они естественно томятся в очереди.

Интересно, что Вы подчеркнули народный характер православных праздников. Значит, Вы помогаете строить не столько религиозные объекты, сколько культурно-народные, этнографические? И мотивация у Вас в этом деле, наверное, не религиозная, а больше политическая?

Александр Семченко: Мы не будем говорить о мотивации. Я считаю, что строить православные храмы в Москве нужно. И двести — это не предел того, сколько им нужно, им нужно намного больше, потому что православие — это неотъемлемая часть российской культуры, и я в этом убежден.

- Давайте поговорим о более серьезном вопросе — проблеме так называемых "традиционных" и "нетрадиционных" конфессий. Поводом для нашей встречи стало начало публикации Владимиром Путиным своих предвыборных статей. Вышло две статьи, обещают еще несколько. Последняя статья в "Независимой газете" была посвящена проблемам национальной идентичности, культуры и религии как части идентичности. Путин вновь упомянул о четырех "традиционных" конфессиях, в число которых ни протестанты, ни католики не входят. И вообще все заметили, что доля религии в этой статье была сведена к минимуму. Значит ли это, что власть убедилась в неэффективности религиозного фактора на выборах? Чувствуете ли Вы здесь какую-то перемену?

- Я считают, что новый мэр Москвы абсолютно точно меньше заинтересован в использовании религиозного фактора в своей деятельности, по сравнению с предыдущим. Он не проявляет практически никакого интереса к религиозной жизни города. Это мои личные наблюдения.

- Вы его критикуете за это? Или это позитивный факт?

- Я отмечаю это как данность. Происходит ли это из его личного восприятия или это его метод управления огромным мегаполисом — не могу сказать. Но для "нетрадиционных" религий, я думаю, что это факт отрадный — он не покровительствует ни к тем, ни к другим, по крайней мере, публично.

Что касается "традиционных" религий, то, наверное, для них это огорчительно. Я считаю, что разделение религий на "традиционные" и "нетрадиционные" неправильно. Например, порядка 300 синагог в России — это "традиционные". А 6 тысяч зарегистрированных протестантских храмов — ровно в двадцать раз больше — "нетрадиционные". Конечно, это очень уж натянутое определение. Но мы понимаем, почему еврейская религия считается "традиционной". И относимся к этому с пониманием.

- А себя Вы считаете "нетрадиционными"?

- Мы не говорим, что мы "нетрадиционные". Речь идет о том, как это классифицируют власти. Но я считаю разделение на "традиционные" и "нетрадиционные" неправильным. Мы нас эту тему всегда говорим и отстаиваем свою точку зрения. В частности, мы говорим, что социальная активность протестантов довольно значительна. И на нее все ветви власти обращают внимание.

В области борьбы с наркозависимостью, тюремного служения, социальной работы с бомжами и прочими нуждающимися в социальном обеспечении группами населения протестанты идут впереди всех.

- Вы можете какие-то цифры привести, чтобы мы могли это сравнить с социальной активностью других конфессий?

- Например, количество реабилитационных центров для наркоманов — больше тысячи у протестантов и около десятка в православной Церкви. Есть разница?

- Некоторая разница есть, да.

- В то же время они говорят, что мы калечим души в этих реабилитационных центрах, а они наставляют их на истинный путь. Что тут сделаешь ...

- Вы пользуетесь репутацией небедного человека. Вы платите, наверное, значительные налоги с Ваших доходов, имущества, собственности. Государство, в основном, в лице правительства или президента, направляет значительную часть средств, собранных с помощью налогов, на поддержку Московского патриархата. На эти деньги строятся новые храмы, грандиозные соборы в разных городах страны, реставрируются монастырские комплексы, уже переданные в собственность Церкви. Вы охотно отдаете Ваши средства на поддержание деятельности одной-единственной конфессии или Вам бы хотелось, чтобы они использовались в соответствии с Конституцией, законами России?

- Чтобы быть до конца честным, надо сказать, что налоги, которые платят все граждане России, идут далеко не только на поддержание православной Церкви. Наши налоги идут на содержание государства, в первую очередь.

Я бы так сказал, что государство, в лице избранного руководства, в лице думы, в лице президента, имеет право тратить бюджетные деньги в соответствии с их точкой зрения и существующими законами.

А чтобы быть до конца честным, надо сказать, что поддержкой пользуется не только РПЦ. Мусульманские мечети, а также образование и культура пользуются также поддержкой государства. По-моему, в России существует более 4 тысяч зарегистрированных мечетей и различных мусульманских организаций. И они тоже поддерживаются.

Я хочу сказать, что католики и другие конфессии, владеющие зданиями, которые представляют историческую ценность или являются памятниками архитектуры, также ремонтируются за счет государства. Все памятники, независимо от того, кому они принадлежат. Англиканская Церковь имеет всего одно здание в Москве и одну церковь вообще в России — однако это памятник, и он поддерживается государством. Поэтому так уж нельзя говорить, что "ай-ай-ай".

А вот что касается наших протестантских конфессий, то здесь многое зависит от того, как выстраивает взаимоотношения наше руководство на местах. Я знаю места, где местное руководство, в лице, например, сельского совета или городского совета, активно помогает местной протестантской общине, выделает помещение или землю. И земельные участки в подавляющем большинстве протестантам все-таки выданы бесплатно.

Протестанты, особенно крупные церкви, более организованны. Поэтому самые крупные протестантские храмы занимают здания, построенные в советский период. И это огромные театры или кинотеатры, вмещающие по несколько тысяч человек. Сказать, что они построили их за свой счет?... Они купили их за ту или иную цену, которая явно не соответствовала вложениям определенного периода. Но, тем не менее, государство пошло навстречу, узаконило и оформило им право собственности. И этим пренебрегать тоже не следует.

Я хочу сказать, что у православных нет таких грандиозных зданий в регионах, которыми владеют протестанты. Мы на своих сайтах публикуем протестантские храмы, и они выглядят довольно неплохо. И протестанты не столько рассчитывают на поддержку своего государства, как на то, чтобы им не мешали.

- И в этом их отличие от большинства православных?

- Да.

Конституция у нас, как известно, утверждает равенство всех религиозных организаций перед законом и гарантирует, что государство не насаждает какую-то идеологию в качестве обязательной, единственно верной, что оно деидеологизированно. То, что осуществляется поддержка памятников — это все полностью соответствует закону. Я имел в виду такие специфические расходы госбюджета, как деньги на строительство новых храмов лишь одной религиозной организации. Что касается мусульман, то действительно есть примеры строительства мечетей в Казани или Уфе, но там помогал местный бюджет республики.

- Нужно еще вспомнить Грозный.

- В Грозном тоже эти деньги проходили через господина Кадырова. И он выделял их на строительство мечети. То есть это не было адресным выделением средств на строительство мечети из бюджета. А в случае с храмами РПЦ МП у нас десятки таких примеров.

- Вы знаете в бюджете строчку "поддержка православия"?

- В бюджете ее нет, но президент имеет право распоряжаться своим фондом, который выделяется ему из собранных налогов в соответствии с госбюджетом.

- Но он поддерживает еще и многое другое, кроме православной Церкви. Но как бы мы ни ходили вокруг да около, но нужно признать, что большинство населения нашей страны православные.

Насколько я знаю, Вы сами православный человек. И Вам, как я понимаю, хочется обвинить существующую власть в нечестности, но, я думаю, что кого больше, тот и больше нуждается в поддержке. И если сравнить количество православных храмов, протестантских, католических, синагог, то, наверное, приоритет на единицу населения или на квадратный метр площади, имеющейся у той или иной конфессии, будет не в пользу православных.

- Вы знаете, что сейчас в армии введена штатная должность помощника командира части по духовно-нравственному воспитанию. На нее выделяются бюджетные деньги. Известен ли Вам хотя бы один случай, когда такую должность заняли бы протестантские пасторы, а не православные священники?

- Нет, неизвестен. Я бы хотел, чтобы соответствующее количество протестантских священников получали зарплату в армии. Но думаю, что это нереально по многим причинам. Отчасти виновны сами протестанты, которые в своем подавляющем большинстве пацифисты и противники армии как таковой. Института армии, с точки зрения некоторых протестантов, не должно существовать.

Также в протестантской среде велико число тех, кто выбирает либо альтернативную службу — этим активнее всего пользуются адвентисты, — либо старается "откосить" от армии, например, методом учебы. И когда государство, в лице руководства нашей страны, ставит на чашу весов идеологическую составляющую той или иной Церкви, однозначно чаша весов перевешивает в сторону православия. И с этим приходится считаться.

Многие протестантские священники думают, что, придя в воинскую часть, они силою своих проповедей убедят солдат не брать в руки оружие и стать мирной профессией. Вы согласны, что это противоречит самим устоям государства?

- Европейский опыт показывает, что во многих странах армия и стала таким практически невоенным учреждением, которое занимается культурными мероприятиями, имеет свой духовой оркестр и так далее.

- Но когда посмотришь, как они воюют, то этого не скажешь. Европейские, а особенно американская, армии очень боеспособны. И идеология протестантизма в американской армии не мешает им активно создавать свои собственные вооруженные силы и использовать их эффективно по всему миру в области защиты собственных интересов.

И я всегда говорю российским протестантам: "Посмотрите, они по-другому относятся к институту армии, к службе в армии и тому подобное". И не приходится говорить, что в американской армии служат одни атеисты. Там также есть полковые священники, в основном, протестантские, но встречаются и католики.

- А в чем же секрет российского пацифизма? Почему же российские протестанты, которые во многом происходят от американских, пацифисты?

- Семьдесят лет коммунистической власти сделали российских протестантов такими. Они противились безбожной власти, и это противление, надо сказать, что более активное, чем в православной Церкви, вылилось в такой пацифизм, граничащий...

- С фанатизмом.

- Абсолютно правильно. Наши привыкли во всем противиться власти и уж особенно в области аппарата подавления. Я думаю, что этим, в основном, и объясняется пацифизм российского протестантизма. Проходит время, пострадавшие пацифисты российских конфессий, в основном, уехали в ту же Америку, где получают соответствующее перевоспитание или доживают свой век. А новая ветвь, современная ветвь современного протестантизма переосмысливает себя. И, я думаю, что государство на это обратит внимание.

- Если протестные настроения в протестантской среде в России еще сильны - после периода гонений, выживания в тяжелых условиях, - то логично было бы этому старому русскому протестантизму поддерживать близкие отношения с политической оппозицией. Однако этого тоже не происходит.

- Когда я смотрю интернет-сайты, я вижу все-таки большие протестные настроения среди протестантов. Они против власти, я думаю, что часто не отдавая себе отчет, почему. А чего хотят новые российские протестанты, выходя на демонстрации вместе с несогласными?

Уж не хотят ли они получить в руководстве национализм Навального или еще хуже — национализм Лимонова? Они себе отдают отчет, с кем они идут на демонстрации? Мне кажется, что и остальные известные мне религиозные деятели, включая Вас, тоже себе не отдают отчета в том, с кем они идут той или иной дорогой.

Есть такое негласное правило: самое главное свалить то, что мы имеем, а потом разберемся. Знаете, они потом быстро разберутся. И Ваше место будет соответствующее — в застенках. Поэтому, на мой взгляд, надо проявлять гражданскую зрелость в вопросах о том, чего Вы хотите, и с кем Вы этого собираетесь достигнуть.

- С Вашего позволения, я свою позицию пока не буду формулировать и аргументировать в рамках этого разговора. Как у епископа и христианина с огромным опытом, хотелось бы у Вас спросить о том, почему Вы не считаете, что у протестного движения, о котором Вы упомянули, есть определенная нравственная составляющая? Ведь перед выборами 4 декабря никто не предполагал, что протесты станут такими массовыми. Большинство думало, что все пройдет тихо и гладко, как в 2008 году. Однако вышли на улицы наблюдатели, которые работали на избирательных участках и своими глазами видели фальсификации результатов голосования. Вышли простые москвичи, которые видели, как на двух соседних участках — в Ясенево и Теплом стане — совершенно политически не отличающихся друг от друга районах, — за "Единую Россию" проголосовало 20 и 60 %. То есть это во многом спонтанная была реакция. Признаете ли Вы за этой народной реакцией какую-то нравственную правду? Справедливо ли желание людей сделать выборы прозрачными, прекратить "карусели", вбросы, откаты и прочее?

- Я думаю, что не выборы подвигли гражданское общество к протестам, а изменившееся время, изменившиеся методы общения людей. Если мы вспомним ленинские принципы, то мы читали, что "газета — это не только массовый агитатор, но и массовый организатор". И нужно было брать почту в первую очередь.

Прошли десятилетия и даже столетие, и выяснилось, что газета совсем для этого не нужна — есть иные формы общения. Появились социальные сети, в которых народ общается, находит друг друга по интересам и объединяется. Это, в основном, на национальной почве организовалось. Идеи фашизма и антифашизма, "Россия для русских" и многие другие протестные движения оказались востребованы, в первую очередь, молодыми. Дети в школах первыми видят разницу в материальном обеспечении и поведении. Они огорчаются, что мальчики из нерусских семей, как правило, более обеспеченные.

- Это здоровое нравственное чувство? Или какое-то греховное?

- Я бы сказал, что это просто нравственное чувство. У детей оно особенно обострено в отношении несправедливости. То, что ребенку кажется несправедливым, оно спорно, но это надо учитывать. Эту составляющую несправедливости первыми увидели дети и принесли ее в семьи. Дети слышат, какие вопросы обсуждают в семьях и приносят эти обсуждения в свою среду более активно, чем об этом думают взрослые. И все вот эти факты в совокупности породили новое протестное движение.

Но их первыми использовали не в России, а в арабских странах, где все уже очень идеологически зашорено, и где подчинение властям, имамам и прочим возведено в ранг образа жизни. Но мы видим, что в тех странах молодежь сначала вышла на улицы и опрокинула собственную власть, не оставив камня на камне. Другой вопрос: а кто этим воспользуется? И что с этими странами станет в будущем? Это будет толчок маятника в обратную сторону.

Но вообще опыт истории человечества должен объяснять и нашему народу, пережившему такие потрясения как революция, гражданская война и отказ от идеалов, в первую очередь, то, что маятник качается в обе стороны.

- Как большевики говорили, что за всякой революцией следует реакция, а за реакцией опять революция — "исторический материализм"...

- К сожалению, ничего другого человечество не придумало, кроме как качать этот маятник из стороны в сторону. А дальше происходит то, что происходит. Поэтому я не считаю, что только выборы породили протестное движение.

- С евангельской точки зрения, можно ли оправдать использование на выборах разных грязных технологий, административного ресурса и тому подобного?

- Конечно, нет. Мы говорим и обличаем мир в целом в грехе, в неправде и в грядущем суде. В первую очередь, в грехе, что не веровали. И мы говорим миру, что это неправильно — и нечестные выборы, и не платить налоги, и еще многое другое, что делается в этом мире неправильного. И мы говорим, что это неправда, что это неправильно.

- Ваш Союз выступал по поводу нечестных выборов?

- Я знаю, что возбуждено несколько сот уголовных дел, я знаю, что количество набранных "Единой Россией" процентов довольно скромно.

- Это Вы говорите об истинных процентах, без учета фальсификации?

- Да. Я хочу сказать, что этот мир обличаем христианством в целом. И православная Церковь тоже не молчит. Мы не будем говорить о реакции Патриарха. Но ведь есть же и рядовые священники, которые обличают и самого Патриарха.

- Да, некоторые из них были наблюдателями на выборах.

- И с этим что-то надо делать. Как говорил один мой знакомый, есть принцип террикона: зло нельзя грузить, сооружать или наваливать в кучу бесконечно. Как в терриконе под огромным давлением возникают определенные процессы, температура меняется, и террикон начинает дымиться, так и бесконечное нагромождение зла под своим давлением внутри себя воспроизводит самовозникновение добра, которое это зло начинает разрушать.

- Значит, Вы видите большой нравственный смысл в протестном движении?

- Конечно, он существует. Ведь смотрите, как резко отреагировала власть. Мне кажется, что даже больше, чем нужно.

К сожалению, у нас опять будет за 200 партий.

- Почему к сожалению?

- Потому что это ни к чему не приводит.

- Это втягивает большее число людей в активную гражданскую жизнь.

- Вряд ли. Как правило, создание политической партии требует очень небольшого круга единомышленников и больших денег.

- Согласны ли Вы с разными оценками политологов, аналитиков, что Владимир Путин сейчас, в 2012 году, возвращается в Кремль в "слабой позиции" — не в той, в которой он находился в 2004 г., допустим? Что ту степень легитимности и силы, которую он имел восемь лет назад, сейчас он утратил? И в этом смысле его возвращение в Кремль не может само по себе стать гарантом стабильности и прекратить протестное движение. То, что эта вертикаль за счет огромной коррупции, лжи и безответственности дала течь, - Вы это чувствуете?

- Я бы посмотрел на это проблему с другой стороны. Главное достоинство коммунистической партии в стройной идеологии. Там почти как в еврейском законе есть правила на все случаи жизни. И их огромное количество. К большому сожалению, этот опыт не был использован современными партаппаратчиками. Все партии, которые были построены за последний период, не имели идеологии. И в этом их главная беда.

Я думаю, что и Путину, и другим идеологам российского государства было понятно, что "Единая Россия" теряет популярность. Но заменить ее на что-то другое не хватило сил или времени, или своевременного понимания. От "Единой России" выходить на эти выборы было нелогично. Но создать иную партию, как это делалось раньше, просто не сумели. И, я думаю, что основная проблема — это отсутствие идеологии.

Я пытаюсь нашим нынешним всем партийным деятелям объяснить, что в мире давно все придумано. Ведь в экономике мы же не стараемся с маниакальным упорством все-таки выпускать "Жигули".

- Кто-то старается еще…

- Стараться можно сколько угодно. Но люди голосуют своими деньгами. И это является очень эффективным средством. Экономика, проявляя здравый смысл, говорит, что нет, мы построим заводы у себя на территории, где выпускаются лучшие машины. Жаль, что они не наши, но они хорошие. Они же машины, а главное назначение машины — это возить человека.

Если мы рассмотрим мировой опыт политической деятельности, то там тоже давно все определено. Есть политические партии, которые сгруппировались в определенные группы. Например, если мы возьмем партийную Европу — не Америку, которая у нас за океаном, — то здесь много разнообразных народов, сравнительно небольших, но имеющих определенный опыт политической деятельности. Партии социалистического толка объединены в Социнтерн, был когда-то Коминтерн, теперь он ликвидирован, не будем возвращаться к тому короткому времени.

Партии либерального толка, которые не понимают смысла своей собственной свободы, но тем не менее говорят о свободе всем, всему и по всякому поводу. Они тоже имеют свой интернационал либеральных партий. Еще есть интернационал ХДС — Христианско-демократических союзов. Правда, там большее количество партий под названием "народные", даже без слова "христианские".

- То есть это можно назвать правым интернационалом?

- Да. Они вместо трех лозунгов "Свобода, равенство, братство!", придуманных коммунистами, "равенство" заменяют на "солидарность". Потому что опыт показывает, что люди все-таки не равны. И сделать их равными просто нереально. Поэтому "Свобода, братство, солидарность" — это более действенный лозунг правого толка, и он существует.

Но не хватает у нас партийного образования. Семьдесят с лишним лет мы изучали только одну партию, только одну идеологию, все остальное считали враждебным. Так вот недостаточность идеологии и есть главная беда российской политической системы. К чему народ призывать? К каким ценностям?

- А сетевые группы по интересам не способны выдвинуть ценности, которые для них наиболее важны?

- Я бы так сказал, что за семьдесят лет у русскоговорящего населения пробел в сознании по этому вопросу. Мы ничего не изучали, кроме узкой группы специалистов. Поэтому нынешним партийным работникам или партаппаратчикам необходимы лозунги. Типа "помоем сапоги в Индийском океане" — это очень глупый лозунг, но он работает, когда он правильный. Зачем нам мыть сапоги в Индийском океане? Но лозунг существует.

К сожалению, в нашем партийном обиходе нет ни лозунгов, ни устремлений. Что такое лучшая жизнь или экономическое благополучие? Ради чего, к чему оно ведет? И пока наши партии не дадут ответы на поставленные вопросы, как делали в свое время коммунисты — "земля — крестьянам, а заводы — рабочим", — ничего не изменится.

Есть еще один замечательный лозунг русского классика: "Взятка — вот русская конституция". И я встречал довольно много верующих людей, которые говорят, что если взятку как основу организации русского общества изъять, то общество это существовать не сможет. Вы имеете большой экономический опыт деятельности в условиях коррупционной модели экономики. Вы считаете, что коррупционная модель может быть эффективной? Или она сейчас уже достигла какого-то предела, при котором эта экономика не сможет работать? Вы сторонник этого лозунга?

Александр Семченко: Нет, конечно, я не могу с этим согласиться. Я считаю, что у нас больше работает даже сегодня принцип опричнины. Это тоже русское изобретение. Безграничная власть передана в руки силовых структур. И они диктуют правила игры. То есть это даже не взятка, а обыкновенная опричнина. И от нее стонет производитель. Когда к тебе в любой момент, независимо от твоей экономической состоятельности, могут прийти и все отобрать — это намного важнее, чем взятка. Речь идет вообще о сохранении частной собственности.

Мы находится намного раньше на пути своего развития, чем многие предполагают, — в самом начале. И если Америке потребовалось лет 150 от револьверного накопления первичного капитала до каких-то цивилизованных правил, то неужели вы думаете, что мы справимся за 15?

- В Америке пистолетный капитал не был ориентирован на то, чтобы вывозить все за границу. Пусть этот капитал добывался преступным путем, но он, так или иначе, оставался в Америке. И вкладывался в американскую экономику.

- А у нас в европейскую.

- Получается, что у нашей экономики нет перспективы?

- Есть, только сейчас она носит транснациональный характер. Это новая современная реальность, с которой приходится считаться. Вопрос другой, что в европейской экономике самый главный принцип — процент рентабельности. Там все уже устаканено: получай из банка свои 2,5 процента и не рыпайся, хочешь 25 — поезжай в Россию. И те, кто хочет 25 — а жилка предпринимательства в человеке неукротима, — они едут в Россию. И в этом случае на все равно, сколько у нас денег вывозят в банки — они сюда вернутся. Потому что развитие экономики на европейском пространстве происходит только здесь.

- Вы считаете, что евроинтеграция — это единственный путь не только для Украины, например, но и для России?

- Как неотъемлемая часть нынешней экономики. Да, есть безопасные места, с точки зрения определенных собственников, — европейские банки, дескать, безопасны для передержки капитала. Ну а потом все равно идут сюда. Русского человека размеренной жизнью в 2,5 процента годовых не удержать. Об этом можете даже не переживать.

Все вывезенные деньги, уже в виде иностранных инвестиций, вернулись сюда. Я думаю, что очень мало бюргеров вложили сюда собственные деньги.

- Может ли коррупционная модель экономики достичь такого рубежа, после которого эта экономика станет неуправляемой, неэффективной?

- Конечно. Я бы сказал, что мы его давно пересекли.

- Когда примерно?

- Лет пять назад. К сожалению, новые правила игры не придуманы. Почему руководители всех уровней говорят о коррупции, как о главном зле? Потому что коррупционная система управления неэффективна по причине отсутствия развития как такового. Вы приходите ко мне и за определенный процент получаете подряд. И этот процент самый большой. Но, к сожалению, исполнитель вы самый плохой. Отсюда плохое качество, отсутствие инноваций. И как следствие - неспособность к развитию.

А развивает экономику как раз другое. Человек, который рискует — применяет новые технологии и новые материалы, — в результате делает продукт более качественным и более дешевым. И на разнице он зарабатывает.

- Как Вы думаете, господин Путин сознательно пошел на сохранение, консервацию этой коррупционной модели? Он сознательно создает сырьевую экономику, преграждая путь инновациям? Или он жертва каких-то темных сил?

- Я все-таки член "Деловой России", член генсовета "Деловой России". Также я председатель комитета по строительству. И "Деловая Россия" гордится тем, что это не сырьевой, а перерабатывающий бизнес. И это правда. Все участники "Деловой России" сделали сами себя, не имея никакого государственного капитала в своем развитии.

С утра до вечера мы говорим, что давайте будем развивать не сырьевую, а перерабатывающую модель производства. Поддерживайте создание заводов, поддерживайте инновационную составляющую — Сколково и тому подобное — то, что связано с ними, это заслуга "Деловой России".

- По-Вашему, проект "Сколоково" имеет шансы состояться? Он же тоже оброс коррупционными схемами,  движется крайне медленно.

- Сколково — это все-таки площадка, где можно что-то создавать. И не только Сколково, а особые экономические зоны, которые созданы по России, целое министерство практически в этом направлении работает. Надо отдать должное, что сам Путин или его министры — это специалисты высокого класса, что бы Вы о них не думали.

- Вернемся к нравственной оценке действий премьер-министра и бывшего президента. Сейчас в социальных сетях, в Интернете, составляются многочисленные списки его обещаний, обязательств, данных в 2001, 2002, 2003 и так далее годах, ни одно из которых не выполнено. Возможна ли такая степень безответственности в политике? Зачем тогда давать подобные обещания?

- Я думаю, что и списки эти не менее безответственны.

- Но там есть ссылки на источник.

- Ссылки — это попытка спрятать свою некомпетентность, а не доказательство. Если Вы проверите эти ссылки и попытаетесь что-то по ним проследить, то Вы убедитесь, что разобраться в них нереально.

Я знаю, что основной "локомотив" нашей экономики — это нынешнее руководство нашей страны. И оно справляется с поставленной задачей намного лучше всех своих предшественников вместе взятых.

- А упомянутые Вами опричники произрастают из какой-то другой среды, нежели нынешнее руководство? Это враги Путина, враги Кремля? Кто это?

- Это его окружение — не враги и не друзья.

- Но короля играет свита.

- К сожалению, она разнообразна. А иногда и очень неэффективна.

- Можно ли считать эффективным менеджером того, кто создал такое окружение, такую команду?

- Я здесь очень часто вспоминаю Сталина, который говаривал своим генералам: "К сожалению, у меня нет других писателей. Работайте с этими".

Я с трудом представляю, что можно привести в российское правительство большое количество менеджеров из Европы или из Америки.

- Почему? Средства же позволяют.

- Не позволяет российское самосознание. Мы очень много были под иноземными властителями.

- А под опричниками приятнее быть, чем под иноземными властителями?

- Тоже нет. Одно другому не мешает.

- Из двух зол можно что-то выбрать?

- К сожалению, вся российская история — это выбор из двух зол. Нет добра во всем этом выборе. И, к сожалению, пока его и не предвидится.

Но надо отдать должное Провидению — Господу Богу, Который наделил страну несметными богатствами.

- Которые можно разбазаривать?

- Которые еще долго можно разбазаривать и даже не разбазарить в силу своей некомпетентности.

Когда я смотрю на подбор своих сотрудников, то я стараюсь найти лучшее, в соответствии со своими возможностями и способностями выбрать. И это составляет штат моей компании. Так делают все. К сожалению, и с этикой, и с честностью, и со всеми нравственными составляющими у нас еще долго будут проблемы.

- Давайте вернемся в нашу основную сферу — религиозную. Власть убедилась в неэффективности господствующей Церкви как источника общественной морали, неких новых ценностей, вокруг которых должно строиться общество, потому что значительная часть иерархии стала вести образ жизни коррумпированных чиновников, ничем от них не отличаясь. И власть видит — Путин, я думаю, отдает себе в этом отчет, — что опереться на такие силы нельзя. Готовы ли Вы предложить какую-то альтернативную опору? Должна ли это быть именно религия в секулярном обществе или что-то другое?

- Мы имеем в истории религиозную составляющую как основу — православие в период царского правления. В современном мире это законы шариата в арабских странах. Если мы сделаем господствующей религию, то мы станем очень похожи на Саудовскую Аравию — там тоже несметные богатства и религиозная составляющая.

- Есть мнение, что эти богатства там более справедливо распределяются между гражданами.

- Это опять очень поверхностная точка зрения.

- Значит, Вы не предлагаете сделать основой российской идеологии религиозные ценности?

- Это невозможно.

- А что Вы предлагаете?

- Светскость. Мы должны идти по пути развития наших соседей. Очень глупо, отгородившись забором, убеждать, что мы самые лучшие. Ничего мы другого не придумаем.

- Соседей западно-европейских? У нас азиатские тоже есть.

- Надо обращать внимание и на развитие Китая, весь успех развития которого в последнее время оказался идей сохранения единой направляющей силы - коммунистической партии. А мы, отказавшись от нее, думали, что у нас будет все.

- Такое впечатление, что Вы начинаете ностальгировать по временами, когда Вы сидели за веру.

- Знаете, в то время было больше справедливости и нравственной основы. Были законы, наказывающие за гомосексуализм. А теперь им вроде бы надо демонстрации разрешать. Это же нравственная составляющая.

Почему безбожная коммунистическая власть претворяла в жизнь, пусть и насильно, методы нравственного воспитания? А в угоду чему современные демократы решили от этого отказаться?

- Я бы не стал говорить, что они решили от этого отказаться. Просто несколько иной моральный кодекс формируется.

- Точнее, его полное отсутствие.

- Нет, если посмотреть законы, то там есть определенные признаки морали. Но мораль состоит не в исполнении законов.

- Ну да, например, наказывать пасторов, отказывающихся сочетать браком голубых, — это хороший моральный закон, непонятно откуда взятый! Чтобы таким гордиться, надо уж очень испортить свое сознание!

- Но Вы сами говорите о светскости. А, с точки зрения светскости, это частное дело каких-то людей.

- Светскость и распущенность, светскость и разврат — это разные составляющие. Во времена существования Содома и Гоморры были и другие государства — рядом жил Авраам. Но это не помешало развиваться в своем направлении Содому и Гоморре. И мы знаем, чем это кончилось.

- С Вашей точки зрения, в России существуют гонимые верующие — люди, которые сейчас страдают за свои религиозные убеждения?

- Конечно, существуют. Те, которые внутри православной Церкви выступают против ее руководства, они гонимы.В первую очередь, собственным руководством.

- Какие-то примеры можете привести?

-Я знаю, что есть катакомбная православная Церковь и другие виды автокефальных Церквей, которые гонимы и имеют проблемы с получением храмов, ограничены в служении и многое другое. И мы относимся к их проблемам с пониманием. Протестанты в этом плане несколько по-иному устроены. Отсутствие необходимости храма, иконостаса и многих других форм обрядовости позволяет критиковать и уходить от своего руководства намного проще, чем у православных.

Но гонимых внутри протестантских Церквей не меньше в процентном отношении, чем у православных.

- А кто их гонит и в чьих интересах?

- Руководство той или иной конфессии или союза.

- Вы считаете, что это только внутрицерковный вопрос? Он не имеет политической составляющей?

- Иногда государство вмешивается. Как, например, создание религиозно-экономических составляющих Сандея Аделаджи в Киеве. Когда церковное руководство убеждает отдавать или закладывать собственность, обещая немыслимые богатства в будущем — это обыкновенная форма мошенничества. И государство должно в этом случае вмешаться, что и произошло в Украине.

Я не берусь определять степень вины самого руководителя их Церкви, но у них большие проблемы. Это также большой удар по имиджу протестантизма в целом. Протестантизм сам по себе должен создавать какие-то структуры, позволяющие защитить верующих от подобного безобразия. В России, например, есть Совет глав протестантских конфессий.

- Он эффективен, как Вы считаете?

- Он не управляющая копания и не руководство. Он больше создан для защиты собственных прав. Но он имеет право обсуждать те или иные нарушения в той или иной конфессии. В братском общении это происходит. Надо сказать, что все-таки протестанты России более организованы и лучше объединены, чем в Украине — там полная не монархия, а анархия.

- Но там и гонений меньше.

- Ну и каков результат? Возникают проблемы, за которые становится стыдно. Это что-то вроде нравственной составляющей. Я с ужасом думаю о том времени, когда у нас будут наказывать силою государства за отказ в бракосочетании голубых, розовых или ориентаций других цветов. Это тяжелое время, которое к нам придет в будущем.

- Вы опасаетесь того, чего еще нет. А того, что уже есть — например, наказание верующих протестантов за то, что их ребенок в школе не участвует в православном молебне...
- Мы отслеживаем подобные вещи и своевременно протестуем. Я думаю, что это пока носит исключительный характер. Знаете, наш протест слушают. И, я думаю, что будут слушать еще несколько десятилетий.

- Вы предсказываете стабильность в России еще несколько десятилетий?

- По крайней мере, на период правления Путина я предсказывают стабильность в России.

- Как долго продлится этот период?

- Ну два срока он должен отработать. Я не сомневаюсь

источник: http://www.protestant.ru/


также в рубрике ] мы: