О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Анатолий Пчелинцев: «Свою задачу я видел в том, чтобы вопрос свободы совести был отражен надлежащим образом»

  версия для печатиотправить ссылку другу

- Анатолий Васильевич, как возникла идея создания Славянского Правового Центра?
- Славянский Правовой Центр был создан в начале 1993 года. Но идея и начало деятельности относится к 1990 году. В то время я был членом экспертного совета Верховного Совета РСФСР по вопросам религии и свободы совести. Тогда же познакомился с юристом Владимиром Васильевичем Ряховским. Он - бывший судья, и тоже защищал права верующих. Именно тогда возникла идея создать юридический центр, который бы оказывал  помощь религиозным организациям. 

- Вероятно, была в этом необходимость?
- Да, нужда была большая. Начало 90-х – это мощное духовное пробуждение, при полной юридической неразберихе. Я в то время был на военной службе, являлся подполковником юстиции, возглавлял центр военно-правовых исследований Управления делами Министерства обороны СССР. Уже тогда у меня было много публикаций по разным вопросам и по правам и свободе совести военнослужащих тоже. Эта тема меня влекла всегда. 


- Вероятно, эта тема в Вашей жизни возникла не случайно?
- Конечно. Я воспитывался в евангельской семье. Обе бабушки и мама были евангельскими христианками. Их образ жизни был для меня всегда наглядным примером того, как надо жить по христианским заповедям. Тем не менее, я очень уважаю православную традицию, поскольку в юности очень увлекался православием. В отличие от баптизма, православие было более открыто. Детьми мы ходили на Всенощную службу на Пасху, и красота православного служения всегда завораживала.


- А когда пришло убеждение в то, что Бог реален?
- В 1974 года во время учений надо было прыгнуть с парашютом. Во время прыжка парашют не раскрылся. Меня ждала неминуемая гибель. Но перед самой землей мне удалось открыть запасной, но не полностью. Открывшись наполовину, парашют погасил скорость падения. Я упал в глубокий снег на склон оврага. Это меня спасло. Конечно, были тяжелые травмы, но я остался жив. Этот случай заставил меня серьезно задуматься о смысле жизни. Мне было 19 лет, и ситуация, когда ты оказываешься между жизнью и смертью, бесследно не проходит, ведь смертность в этих случаях достигает 99%. Тогда я понял, что, если Бог сохранил мне жизнь, значит, я ему нужен. 


- А Вы тогда не пытались начать служение Богу?
- Дело в том, что в 1974 году я поступил учиться на военно-юридический факультет Московского военного института. Учился отлично, занимался спортом – легкой атлетикой. А в 1976 году приобщился к гандболу, и наша команда стала серебряным призером Первенства вооруженных сил. Благодаря этому мне дали увольнительную на 3 дня, и я поехал в Загорск, ныне Сергиев Посад, в духовную семинарию. Там я подошел к одному старцу и говорю: «Отец, у меня нужда есть, я хочу здесь учиться». Он удивленно посмотрел и спрашивает: «А ты откуда?» Я сказал, что курсант военного института. И он сказал такую фразу: «Оставайся в том звании, в котором ты призван». Тогда я не понял их смысла. И еще старик сказал: «Не делай этого. Тебя ни сюда не пустят, да и назад не вернешься. Если узнают, что у тебя есть такие настроения, тебя назад не возьмут». Он был мудрым человеком.


- Но духовный поиск уже начался…
- Конечно. Я начал изучать Библию по атеистической литературе. Первая Библия была издана небольшим тиражом Союзом баптистов в 1968 году. Моя мама пользовалась переписной Библией, которую сама переписала. Атеисты Библию критиковалась, но в их изданиях были ссылки на библейские стихи. Это способствовало тому, что я постепенно стал приобщаться к вере. 


- Я знаю, что Вы работали в военной прокуратуре следователем. Были дела в отношении верующих?
- Иногда верующие военнослужащие попадали в поле зрения. Однажды мне пришлось разбираться с солдатом срочной службы, который отказывался принимать присягу. Это был 1983 год. Мы беседовали с ним несколько часов, и я пытался его понять. Он выглядел, как воробей: шейка тонкая из кителя торчала, но паренёк настолько убедительно говорил, что я был потрясен силой его духа. Он не боялся, что против него возбудят уголовное дело. Я сидел напротив него и понимал, что его веру не сломить ничем. И тогда я связался с командиром и предложил: «Раз он не хочет принимать присягу, но не отказывается служить, давайте мы его направим в тот вид войск, который не требует ношения оружия». И его направили на приусадебное хозяйство. Туда, кстати, направляли только дисциплинированных и усердных ребят. Он, как вы понимаете, таким и оказался.


- Расскажите о своей научной работе.
- Работая над диссертацией, я изучал историческую литературу. Именно тогда начал писать статьи в защиту прав верующих, публиковать статьи по альтернативной воинской службе. После защиты в 1988 году диссертации мне предложили работать в Управлении делами Министерства обороны. А в 1989 году меня пригласили в Верховный совет нового созыва в качестве эксперта по вопросам свободы совести, потому что я защищал права военнослужащих, особенно религиозные, несмотря на то, что меня обвиняли в «поповщине». Но сделать ничего не могли, потому что к тому времени я уже был членом Верховного совета СССР. 
Потом я выступил с инициативой об альтернативной гражданской службе, и даже написал проект закона. Он был взят за основу Верховным Советом. 


- Что побудило вас уйти с военной службы?
- В 1993 году я подал рапорт об увольнении, потому что серьезно занялся правозащитной деятельностью. Примерно в это время началась работа Конституционного совещания по выработке новой Конституции, куда меня и пригласили. В комиссии Конституционного совещания, где было 700 человек, я был в составе рабочей группы по доработке действующей Конституции.


- В чем Вы видели свою задачу, работая в столь высоких инстанциях?
- Свою задачу видел в том, чтобы вопрос свободы совести был отражен надлежащим образом. Я сегодня рад тому, что он в законодательных актах неплохо прописан. Выйдя на военную пенсию, я с Владимиром Васильевичем Ряховским организовал СПЦ как некоммерческое партнерство, потом мы создали адвокатское бюро СПЦ, в 1994 году учредили Институт религии и права, где я проводил массу конференций. В 1997 году учредили журнал «Религия и право». За это время мы провели сотни судебных процессов в разных регионах страны. Издали более тридцати наименований книг. Три года преподавал в МГУ на кафедре Конституционного и муниципального права по теме «Религия и право». Сейчас я являюсь профессором Российского государственного гуманитарного университета, разработал курс юридического религиоведения, который сегодня преподается во многих светских учебных заведениях. 


- Вероятно, Вас приглашают и зарубежные университеты.
- Да, я читал лекции на тему «Религия и право» в ряде зарубежных университетов в США, Франции, Испании, Финляндии, только что вернулся из Монголии. Приглашают сейчас в Южную Корею прочитать курс лекций в одном из университетов.


- Удивительно, ведь в этих странах о свободе совести не только говорят.
- Наша теоретическая мысль в сфере государственно-конфессиональных отношений сегодня достаточно продвинута. Только у меня около 150 статей и около 10 книг на данную тему. Многие статьи переведены и изданы за рубежом. Это показатель признания достижений нашей науки. Несмотря на то, что в советский период тема государственно-конфессиональных отношений была в забвении, за последние годы мы очень выросли. Появилось много интересных ученых. С нами считаются, приглашают на конференции. 


- По каким направлениям сейчас действует Славянский правовой центр?
- У нас просвещение, законотворческая деятельность и судебная защита. 


- Помимо СПЦ еще что-либо существует?
- Начинают развиваться региональные центры. И в этом есть заслуга СПЦ. Аналогичные центры возникли в ряде регионов РФ, а где-то есть просто юристы, с которыми мы сотрудничаем. И их уже сотни. Среди них есть юристы с учеными степенями. Это авторитетные адвокаты, судейские и прокурорские работники. 


- А как Вы оцениваете отношение общества к протестантам на современном этапе?
- Сейчас отношение к евангельским церквям иное, нежели 10 лет назад. Стало гораздо меньше «антисектантских» публикаций, потому что все обвинения, предъявляемые протестантам, не подтверждаются фактами. Нет ни жертвоприношений, ни пресловутого зомбирования и прочего. Люди смотрят на реальные дела евангельских церквей, а плоды деятельности очень позитивные. Но сопротивление было и будет. И Кубань не является исключением. Кстати, казаки ведь были не только православными, но и евангельскими христианами. Это исторически известно.


- Не секрет, что демографическая ситуация в стране очень сложная. Как Вы думаете, что может спасти Россию?
- Спасти Россию может только ответственность за судьбу Отечества прежде всего высших должностных лиц государства и лично каждого гражданина. Вера, безусловно, и не только евангельская, когда люди будут относиться друг к другу как к брату, как к сестре по вере. Только это спасет Россию. И это относится ко всем конфессиям, а не только к христианам. 


- Большое спасибо. Очень хочется верить, что так и будет.


Беседовала Елена Долакова

Христианская газета №17 (301), 6 октября 2011г.


также в рубрике ] мы: