Славянский правовой центр. Аналитика

Неоэкстремизм. Как россиян превращают в преступников по признаку религии
28 Апреля 2016

В нацистской Германии свидетелей Иеговы массово отправляли в концлагеря за отказ идти на фронт, около 200 человек расплатились за это своей жизнью. Сегодня об этом рассказывают посетителям немецких музеев. В книге «Ответ церквей Холокосту» Брайана Данна говорится: «Свидетели Иеговы были несовместимы с нацизмом. Больше всего нацистов не устраивал их политический нейтралитет. Это означало, что ни один верующий не возьмет в руки оружие, не будет занимать политическую должность, не будет участвовать в государственных праздниках и вообще хоть как-то выражать поддержку режиму».

Абрахам Пек, вице-президент Ассоциации памяти Холокоста, сказал следующие слова: «Во времена национал-социализма религиозные верования, учение и действия свидетелей Иеговы оказались в противоречии с устройством национал-социалистического государства. Это была небольшая группа, состоящая приблизительно из 20–25 тысяч граждан Германии и близлежащих территорий, попавшая под юрисдикцию Третьего Рейха. Люди, входившие в нее, бесстрашно говорили о своей вере, отрицали расовые законы государства, клятву верности Адольфу Гитлеру, немецкое приветствие и обязанность защищать Германию с оружием в руках… Свидетели Иеговы противостояли силам нацистского зла, хотя одно лишь заявление о преданности государству могло сделать их существование безопасным. Им достаточно было поставить одну подпись, чтобы вырваться из ада трудовых и концентрационных лагерей, уберечься от насилия и смерти. Они заслуживают особого места в нашей памяти и особого уважения. Их пример вселяет надежду и веру в то, что добро в конце концов восторжествует».

Много аналогичных случаев было по всей Европе, включая СССР. Есть и современные примеры с более удачным исходом. Например, в 2015 году Апелляционный суд Днепропетровской области оправдал свидетеля Иеговы Виталия Шалайко, который отказался участвовать в военных действиях в Донбассе, и это создало прецедент для украинской судебной системы.

Вот что писал российский религиовед Николай Гордиенко: «Свидетели Иеговы – лояльные граждане России, которым органически присуще законопослушание, повиновение властям, высокая нравственность, здоровый образ жизни, что отвечает коренным интересам личности и общества. Они культивируют доброжелательное отношение не только к единоверцам, но и к остальным согражданам» («Российские Свидетели Иеговы: история и современность»).

В американской газете «Уорлд геральд» отмечалось: «Считать, что свидетели Иеговы представляют угрозу для какого бы то ни было политического режима, могут только те, кто закоснел в нетерпимости и подозрительности. Это самая безопасная для государства и миролюбивая религиозная организация, какую только можно себе представить. Они претендуют лишь на то, чтобы им позволили свободно исповедовать свою веру».

В России свидетели Иеговы годами отстаивали право на замену военной службы альтернативной гражданской, которую проходят без оружия и без военной подготовки. «Славянский правовой центр» сообщал в своем докладе от 22.01.10: «Именно Свидетели Иеговы были и остаются самыми последовательными отказниками от военной службы и составляют значительную часть альтернативнослужащих в тех странах бывшего СССР, где альтернативная гражданская служба... существует. Там же, где АГС ещё нет, или где она мало отличается от военной, Свидетели Иеговы следуют своему учению вплоть до уголовного преследования и тюремного заключения».

Сергей Кривенко, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, отмечает огромный вклад свидетелей Иеговы в становление в России АГС: «Российское общество обязано Свидетелям Иеговы развитием института АГС. Именно Свидетели вытянули альтернативную гражданскую службу в РФ на цивилизованный уровень. Потому что в первые годы, когда форма этого закона была весьма суровая и репрессивная, именно этих верующих было более 80–90% из тех, кто на неё шёл. За что гражданской общество, конечно, не может не быть им благодарным».

Лев Левинсон, эксперт Института прав человека: «За что же эта одна из самых мирных христианских церквей так ненавидима тоталитарными режимами? В первую очередь за вероучительный пацифизм, безусловный отказ от военной службы. Нависшая над свидетелями Иеговы угроза гонений – следствие милитаризации российского общества. Но именно их, принципиальных антимилитаристов, защищает российская Конституция, гарантируя право на отказ от военной службы по вероисповедным и иным мировоззренческим мотивам».

Знают ли власти вышеупомянутые факты? Безусловно. В частных беседах многие здравомыслящие чиновники соглашаются с тем, что все происходящее – абсурд.

Убедить всех в экстремизме свидетелей Иеговы сложно еще и по той простой причине, что многие слишком хорошо помнят, что до конца 2000-х годов никто и никогда не называл этих верующих экстремистами. Никто не считал экстремистской ни их литературу, ни их деятельность. Что же вдруг поменялась? И литература, и деятельность осталась прежней. Больше двадцати лет, начиная с получения официальной регистрации в 1991 году, никто не замечал у свидетелей Иеговы экстремизма, но вот вдруг в 2009 году (если брать таганрогское дело) он резко возник и усиливается с каждым годом, так что даже Генпрокуратура РФ обеспокоилась и выдала верующим грозное предупреждение. С чего бы это? Слишком очевидно, что так попросту не бывает.

Что такое экстремизм?

Попробуем разобраться с терминами. Согласно словарю Ожегова, экстремизм – это «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». Это не любые крайние взгляды вообще, поскольку такие взгляды можно будет найти у любого человека. Поэтому словарь оговаривается: «обычно в политике». Более того, это не только взгляды, но также меры – конкретные действия крайнего характера. В политике и криминалистике принято считать, что это меры в первую очередь насильственные или, во всяком случае, близкие к этому.

Более подробное определение можно найти в «Иллюстрированном энциклопедическом словаре» (М.: Аутопан. В. И. Бородулин и др. 1998): «Экстремизм – приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. Экстремизм – характерная черта радикальных партий, групп, движений с различными социально-политическими ориентациями (анархизм,фашизм, коммунизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др.). В политической жизни экстремизм находит выражение в насильственных действиях, направленных на дестабилизацию и разрушение сложившихся общественных структур и институтов (организация беспорядков, террористической акции и т.п.)».

Что из этого относится к свидетелям Иеговы? Даже их самые ярые недоброжелатели хорошо знают и не могут отрицать, что они не участвуют в политике ни в какой форме и не прибегают к насильственным действиям никогда и нигде. С точки зрения государства свидетели Иеговы – идеальные граждане, которые добросовестно платят налоги, не нарушают законы, не устраивают революции, не лезут в политику. Насколько логично приписывать им насильственные политические меры – экстремизм?

Во всем мире свидетелей Иеговы принято называть пацифистами, потому что найдется мало групп, столь же последовательных в своей позиции абсолютного отказа от насилия. И вот теперь свидетели Иеговы не только пацифисты, но также экстремисты. Появился новый вид пацифизма – экстремистский. Как такое возможно?

Кто и зачем занимается подменой понятий? Население России настойчиво пытаются убедить в том, что сотни тысяч граждан страны, которые просто исповедуют какую-то религию, являются чуть ли не террористами – а в общественном сознании, в обывательском сознании нет особой разницы между словами «терроризм» и «экстремизм». Население страны пытаются убедить в том, что если ты взял в руки Библию и вышел на улицу, то ты мало чем отличаешься от террориста, который взял бомбу и пошел ее взрывать. И население уже действительно почти поверило в это.

Антон Чивчалов.


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru