Славянский правовой центр. Аналитика29 Октября 2013
Анатолий Пчелинцев,
Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне
Патриарх Алексий II
Как-то мне довелось принимать участие в прямом эфире на 5 канале телевидения в передаче «Открытая студия». Разговор шел о религиозных праздниках. Вдруг телеведущая Ника Стрижак неожиданно задала вопрос: «Анатолий Васильевич, а Вы можете вспомнить, как правильно называется праздник, который страна отмечает 4 ноября?». Вопрос был задан не случайно, поскольку социологические опросы показывают, что большинство россиян на него ответить не могут. Журналистка решила проверить, таким образом, гостя. Я честно признался, что скорее принадлежу к этому непросвещенному большинству, поскольку дословно воспроизвести наименование данного праздника затрудняюсь, хотя знаю, что в его названии упоминается то ли народное единство, то ли народное согласие. В общем, от истины я был не далек, но, тем не менее, сомнения у меня имелись. А вспомнил я об этом в связи с тем, что праздник этот оказался как бы искусственным и пока в народе не очень прижился. Нет, в плане лишнего выходного, кто же будет возражать. Это мы всегда с превеликим удовольствием, а вот что лежит в его основе, с этим сложнее. Я вообще имею смутное подозрение, что он был учрежден для того, чтобы вытеснить из народного сознания один из самых великих советских праздников – День Великой Октябрьской социалистической революции, который широко отмечался в нашей стране 7 ноября, а вместе с ним и связанные социалистические идеи о равенстве, братстве, справедливости и пролетарском интернационализме. А теперь немного истории. Обратимся к 22 октября 1672 года 1. Бойцы народного ополчения, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Спустя почти четыре века… Празднование 4 ноября 2009 г. объявленного в стране Днем народного единства в столице Заполярья - городе Мурманске началось с «партизанской вылазки» местного православного активиста по расклеиванию на домах города и разбрасыванию в почтовые ящики горожан листовок под названием: «Православная Русь ко дню народного единства!». Листовки гласили следующее: «Дорогие мурманчане, братья и сестры. Практически в центре нашего города на улице Полярные зори в районе дома № 10 начато строительство молитвенного дома, секты именующей себя «Христиане веры евангельской». История этой секты насчитывает чуть более 10 лет, однако это не мешает их лидеру стремиться к господству над умами и душами жителей нашего города….». Далее говорилось: «призываем всех патриотов, сыновей и дочерей родного Отечества не допустить подлога и обмана в духовной жизни нашего края, защититься от утраты личностной свободы и духовной смерти, объединиться в борьбе с теми, кто посягает на нашу свободу во имя достижения своих корыстных целей». Наутро жители города наперебой обсуждали содержание листовок. Единства в народе не получилось, «праздник» не задался. Одна часть горожан активно поддерживала защитников православной веры, а другая часть встала на сторону евангельских христиан, на которых повесили ярлык «врагов Отечества». Однако немного поостыв, и те и другие сошлись во мнении, что главной причиной искусственно раздуваемого противостояния явился банальный земельный вопрос, что следовало из содержания той же листовки. Позволю себе процитировать дословно: «Ни чем не пожертвовав для нашего народа, напротив, активно собирая пожертвования со своих прихожан, они, тем не менее, сумели расположить к себе власти города и добиться разрешения на строительство вблизи школ и практически в центре деловой части города». Прямо как в русской народной сказке: «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная ...». В воздухе так и витал недописанный подтекст: «Тогда как, под резиденцию местной православной общины земля была выделена в менее престижной части города». Таким образом, зависть и желание убрать с религиозного поля духовных конкурентов, оказались сильнее здравого смысла. Видимо, лавры КПСС долгое время не давали покоя православному миссионеру Антону Т. Желание быть «руководящим и направляющим» ядром современной российской политической системы, подразумевающее под собой наличие только одной религиозной идеологии – православия, подтачивало мозг «бойцов» и их готовность по первому призыву изгнать инославных «врагов» из Заполярья. Однако все это в истории нашего многострадального Отечества уже было. В 1917 году монополия одной правящей религиозной идеологии в смычке с царским самодержавием закончилась полным крахом и беспрецедентной кровавой трагедией. А в 1991 году история повторилось не только распадом КПСС как единственно «правильной» коммунистической идеологии, но и разрушением и исчезновением с географической карты целого государства - СССР. Между тем, история нашего героя ничему не научила, и он, видимо, почувствовав себя Мининым и Пожарским в одном лице, принялся «спасать» город от иноверцев. Только «врагами» оказались не иностранные захватчики, а законопослушные горожане, члены церкви христиан веры евангельской, люди разного возраста и социального положения. Среди них немало ветеранов труда, пенсионеров, военнослужащих, педагогов, студентов, людей различных других специальностей, которые искренне любят свой город и свою страну. Подобные церкви, вероучение которых основано на общехристианских принципах и строгом соблюдении библейских нравственных норм, существуют во всех регионах нашей Родины. Именно прихожане этой церкви с подачи антикультиста стали так называемыми «врагами», от которых и предлагалось избавиться. Листовками дело не закончилось. В качестве союзников миссионерского отдела выступил ряд местных СМИ. Одна из местных газет опубликовала оскорбительную в адрес евангельской церкви статью под названием «Харизматическая секта ведет строительство культового здания в центре Мурманска». В статье автор со ссылкой на того же Антона Т. обвинял церковь ни много ни мало в «прозелитическом экстремизме». Статья в другой газете также изобиловала голословными обвинениями в адрес евангельских верующих. Единственная правда, которую подметила газета, состояла в том, что в столице Заполярья началось серьезное религиозное противостояние. Заметим, противостояние во многом искусственное, созданное на ровном месте. Пастор и прихожане Церкви христиан веры евангельской, решив, что подставление поочередно правой и левой щеки перешло уже в откровенное избиение, решили защищаться и попросили защиты у местных правоохранительных органов. Но, не тут-то было. Из общения с правоохранителями стало ясно, что здесь помощи ждать не стоит. Полученный ответ олицетворял вопиющую юридическую и религиоведческую безграмотность, пестрил предвзятой терминологией. В то время как евангельским христианам отказывали в помощи, неутомимый Антон Т. продолжал обращаться во все возможные инстанции о якобы совершенных евангельскими христианами правонарушениях. Однако многочисленные проверки не выявили в деятельности евангельской церкви ни одного правонарушения. Уставшие от творящегося беспредела верующие были вынуждены обратиться за адвокатской помощью. Так, в Заполярье «День народного единства», затянулся на полтора года судебных разбирательств. «Антисектанские бойцы», продемонстрировав «образец героизма и сплоченности» под предводительством антикультиста Антона Т. безуспешно пытались «отвоевать» свой город от «иностранных» захватчиков – евангельских христиан. Но, повторить подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского им не удалось. Выбранная цель оказалась заведомо ложной. «Враги» оказались истинными патриотами своей Родины и законопослушными гражданами. Используя свои конституционные права они стали активно защищаться, и после долгих судебных разбирательств отстояли свое право на существование. Таким образом, «наступая и защищаясь россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга – зависть и хотелось бы надеяться привели свой город к стабильному гражданскому конфессиональному миру» - как бы сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Слава Богу, современная российская Конституция и законодательство содержат гарантии на свободу совести. И хочется верить, что никакие провокации не вернут нас к началу прошлого столетия и к повторению трагических ошибок истории. А День народного единства действительно станет олицетворением единства россиян независимо от их национальной и религиозной принадлежности. __________________________
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |